Денискины рассказы
4
июня вторник
11:00
4 июня 11:00 · вторник
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
В поисках счастья
4
июня вторник
19:00
4 июня 19:00 · вторник
В поисках счастья
12+
Большая сцена по пьесе Славомира Мрожека «Эмигранты»
12+
Сказка о рыбаке и рыбке
6
июня четверг
11:00, 16:00
15
июня суббота
18:00
Учитель танцев
7
июня пятница
18:30
7 июня 18:30 · пятница
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Кот в сапогах
7
июня пятница
14:00
7 июня 14:00 · пятница
Кот в сапогах
6+
Малая сцена Генрих Сапгир, Софья Прокофьева
6+
Братишки
8
июня суббота
18:00
8 июня 18:00 · суббота
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Отель двух миров
8
июня суббота
18:00
8 июня 18:00 · суббота
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Женитьба Бальзаминова
9
июня воскресенье
18:00
9 июня 18:00 · воскресенье
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
9
июня воскресенье
18:00
9 июня 18:00 · воскресенье
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Поллианна
11
июня вторник
18:30
13
июня четверг
11:00
11 июня 18:30 · вторник
13 июня 11:00 · четверг
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Перья и хвосты
11
июня вторник
14:00, 18:30
Любимые песни великой страны
13
июня четверг
19:00
13 июня 19:00 · четверг
Любимые песни великой страны
12+
Большая сцена фестиваль-концерт
12+
Каштанка
13
июня четверг
14:00, 18:30
13 июня 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
Золушка
14
июня пятница
11:00
14 июня 11:00 · пятница
Золушка
6+
Большая сцена Оксана Штанина
6+
Мальчики
14
июня пятница
14:00, 18:30
14 июня 14:00, 18:30 · пятница
Мальчики
12+
Малая сцена Владислав Крапивин
12+
Пряничный домик
15
июня суббота
14:00
16
июня воскресенье
14:00
Горе от ума
16
июня воскресенье
18:00
Премьера
Премьера
16 июня 18:00 · воскресенье
Горе от ума
16+
Малая сцена Александр Грибоедов
16+

Переплыть Урал

12 Января 2022

Наталия Дмитриева, «Ведомости»

В «Глобусе» изучили «хомо советикуса» — на примере спектакля «Генерал и его семья»

С детства считала Василия Чапаева кем-то вроде чудаковатого родственника, про которого взрослые и дети беззлобно травят анекдоты, невзирая на речку Урал, папаху и подвиг. Фраза «Приходит как-то раз Василий Иванович...» сразу обостряет коллективную память: усищи — густой щёткой, глазищи — навыкат, грудь — колесом, а размах плеча богатырский, когда и врагов в капусту, и за мир во всём мире. В общем, не человек, а сплошная гипертрофированная геройская функция со вкусом «сделано в СССР». В спектакле «Генерал и его семья» Василий Иванович получает фамилию Бочажок, говорит голосом «позднего Брежнева» и всё-таки переплывает свой внутренний Урал, совершив небоевой подвиг во имя любви.

Исторический роман Тимура Кибирова «Генерал и его семья» литературные критики называют «биографической памятью» самого автора, которую он распределил между главными героями — генералом Василием Бочажком, его дочерью Анечкой и младшим сыном Стёпкой. Признание в нелюбви к советскому режиму вылилось в сильное высказывание: как остаться порядочным человеком внутри системы, которая заставляет тебя маршировать на плацу каждый день и готовит к подвигу смерти ради себя? В тексте было много документальных свидетельств о красном терроре, но главный режиссёр «Глобуса» Алексей Крикливый оставляет их за скобками, чтобы рассказать историю о любви. Потому что только она может сохранить человека человеком при любом режиме.

В этом спектакле зритель сам контролирует глубину погружения в реку смыслов. Можно наслаждаться уютной ламповостью советской ностальгии, созданной художником-сценографом Каринэ Булгач, но поощряется и заплыв за буйки, где на экзистенциальном уровне человек пытается изжить в себе систему. «Генерал Бочажок, единственный начальник в маленьком военном городке, получил от государства звание и блага. Но он находит в себе силы сделать свой выбор, — сказал Алексей Крикливый. — И этим поступком он совершает подвиг во имя счастья дочери и внука».

У генерал-майора Василия Бочажка (Илья Паньков) радость — дочка Анечка (Анастасия Белинская) из Москвы возвращается! По этому случаю солдатики-срочники па-де-де на заснеженном аэродроме танцуют, а сам генерал брови радостно хмурит: эх, заживём теперь. Но отцы предполагают, а дочери располагают: Анечка выкатывается из самолёта изрядно беременной, и с этой минуты в жизни генерала начинается ядрёный «ёксель, моксель, пародоксель». Неминуемый конфликт поколений усиливает Анечкино внутреннее диссидентство — в СССР сплошная ложь и спесь, тебе, папа, вообще не стыдно так жить?

Как некоторые борцы за свободы, Анечка с удовольствием пользуется стыдными отцовскими благами, прикрывая своё потребительство высоко задранным носиком. Анастасия Белинская очень точно ведёт свою героиню, следуя амплитуде её внутреннего маятника: сегодня я экзальтированно влюбляюсь в стихи Анны Ахматовой, завтра отбиваю у подружки солдатика по фамилии Блюменбаум, а потом устраиваю отцу истерику, потому что хочу жить не по лжи. Апофеозом: дай папа мне разрешение на отъезд в Израиль, я убью твою карьеру и отчасти — лишу тебя смысла жизни. Да, я знаю, что ты меня любишь, но себя я люблю больше. Большое счастье, что режиссёр полюбил своих героев, иначе Анечка рисковала в моём воображении превратиться в эгоистичную снежную королеву с максимумом потребностей и минимумом эмпатии. А так она получилась смешной, нелепой, обаятельно долговязой, непосредственной и простодушной — такое девчачье воплощение Пьера Ришара.

Понятно, что Василий Бочажок — не идеальный папаша, воспитывающий детей по модной тогда методичке доктора Спока. И режиссёр с ним на эту тему весь спектакль спорит: вот тут, Василий Иванович, ты зря сыну нагрубил, орать не надо, что глаза пучишь, никто тебя здесь не боится, потому что любят. А к концу спектакля уже ясно, что Василий Бочажок — это не анекдотический персонаж с усами Будённого-Чапаева, а главный герой, воин и рыцарь, готовый пожертвовать собой ради счастья дочери. И становится понятным весь этот нелепый гротеск с картонными носами и накладными животами — в момент визуальной метаморфозы, когда Илья Паньков освобождается от бутафорской личины. Настоящее прорывается через генеральскую шинель «режимных правил», и Василий Иванович выходит к зрителю таковым, каков он есть: без погон и знаков отличий, молодым, подтянутым, смелым. Он едет в командировку в столицу, где живёт дочь со своим мужем Блюменбаумом, и даёт ей разрешение на эмиграцию, понимая, что генеральская карьера кончена, а дочь он больше не увидит. Наверное, в этом есть акт христианского смирения, проявления той Божественной силы, которую генерал-майор был вынужден гнать от себя в силу своих погон. Хотя в сцене крещения его жены Травиаты Захаровны (Светланы Галкиной) Бог уже говорил с Василием Ивановичем — и это одна из самых пронзительных сцен в спектакле. Илья Паньков, безусловно, велик в этой роли — грим, конечно, образ усиливает, но, чтобы наполнить «карикатуру» нежностью и любовью, нужно прожить на сцене целую жизнь. Очень мелодична роль Светланы Галкиной — партия любви и смирения той самой хрестоматийной генеральской жены, которая сначала выходит замуж за лейтенанта, а потом мотается с ним по гарнизонам.

Впечатляет и внутренняя работа режиссёра, который, не принимая априори советскую систему, сумел понять и принять главного героя с его беззаветным служением Отечеству. В спектакле Крикливый исследует явление «хомо советикус», но делает это не с бездушием патологоанатома, а с любовью к людям, — да, они долгое время смотрелись в кривое зеркало, не замечая искажений, но Божественная суть у всего человечества одинаковая. Главное — её вовремя разглядеть.

Кому понравится спектакль «Генерал и его семья»?
Если считывать только внешние признаки, то спектакль хорошо укладывается в рамки тренда «ностальгия по СССР», которая сегодня культивируется и хорошо продаётся. Безупречная работа Каринэ Булгач — художник воссоздала на сцене советский быт до мельчайших подробностей. Поэтому здесь олдскулам сплошная радость для глаз: цветовая палитра знакомых с детства обоев, графины, пепельницы и прочие предметы, вызывающие подключение к низовой народной памяти. А компактность малой сцены только усиливают эффект. В общем, любители традиционного искусства — на вашей улице праздник, в «Генерале» не будут ломать четвёртую стену, но расскажут интересную историю.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272