Педагогический мюзикл

3 декабря 2004

Сергей Самойленко, «Континент Сибирь»

В новосибирском молодежном театре «Глобус» в завершающую стадию вступили репетиции мюзикла «НЭП». Постановка обещает стать самым масштабным и амбициозным проектом за 75-летнюю историю театра. В ней занято более 150 человек, играет живой оркестр. Литературной основой спектакля стала «Педагогическая поэма» Антона Макаренко, но создатели «НЭПа» обещают, что мюзикл будет иметь к современности самое непосредственное отношение.

Когда в начале этого сезона директор «Глобуса» Татьяна Людмилина объявила, что театр «замахнулся» на мюзикл, то можно было скептически покачать головой — удачных примеров российского мюзикла практически нет, и очень не хотелось думать, что театр «Глобус» ожидает оглушительный провал. То, что мюзикл ставится по книге Антона Макаренко «Педагогическая поэма», скепсиса добавило: история о перековке малолетних преступников в настоящих людей — не самая современная. Опасения вызывало и то, что музыку и либретто мюзикла написала Елена Сибиркина — почти никому не известный новосибирский композитор.

Скепсис, однако, совершенно безосновательный. Во-первых, сегодня «Глобус» входит в число самых заметных театров не только Новосибирска, но и России. «Золотая маска» этого года за спектакль «Двойное непостоянство», поставленный Дмитрием Черняковым, — тому подтверждение, впрочем, как и некоторые другие спектакли «Глобуса». Труппа театра профессиональная и тренированная, способная выполнять любые задачи, актеры умеют достаточно профессионально петь и танцевать. Следовательно, лучшего театра для постановки мюзикла в Новосибирске нет.

Во-вторых, для постановки этого спектакля Татьяна Людмилина собрала очень хорошую команду. За режиссуру «НЭПа» отвечает Алексей Крикливый, год назад приглашенный в театр из красноярской облдрамы. В «Глобусе» молодой режиссер поставил два спектакля, один из которых — «Ю» — безусловно, заслуживает самой высокой оценки.

Музыкальный руководитель проекта и дирижер — Алексей Людмилин, всех титулов которого и не перечислишь. Бывший главный дирижер Новосибирского театра оперы и балета работал в самых престижных европейских и российских театрах, дирижировал известными симфоническими оркестрами. Поэтому сомневаться в его компетентности нет оснований даже у самого лютого недоброжелателя.

Балетмейстер проекта — Эдвальд Смирнов. На его счету постановки танцев у Виктюка, Товстоногова, работа с балетом «Москва», сотрудничество с Анастасией Волочковой. Специалисты называют его в числе лучших эстрадных балетмейстеров России.

Но очевидно, что решающую роль в успехе подобного предприятия играют музыка и либретто. Отечественных звезд этого жанра, таких как Тима Райса и Ллойда Уэббера, на нашем небосводе, естественно, нет. Даже более или менее удачные отечественные образцы типа «Норд-Оста» сильно отличаются от американского стандарта. Это и дает повод к разговорам, что в России, дескать, мюзикл существовать не может. Елена Сибиркина широкой публике неизвестна, хотя на ее счету несколько постановок в новосибирских театрах. Какая музыка будет звучать со сцены «Глобуса», до последнего времени доподлинно не было известно — репетиции проходили в обстановке строжайшей секретности, посмотреть и послушать их никого не пускали. Но за десять дней до премьеры, выйдя с репетициями на большую сцену, театр приоткрыл завесу таинственности.

По первым впечатлениям мюзикл кажется очень симпатичным. Те несколько танцевальных номеров, которые удалось посмотреть, были сделаны в стиле двадцатых годов прошлого века, но воспринимались вполне современно. Оркестр звучит достаточно сыгранно, хотя Алексей Людмилин то и дело выговаривает музыкантам: «Ну ты что, вовремя по тарелке ударить не можешь?»

Немаленькая сцена «Глобуса» зрительно сужена декорациями — деревянными постройками (на одной — табличка «Наробраз») и покосившимся забором, из-за которого вываливается пестрая толпа танцующей молодежи, часть ее — студенты театрального института, учащиеся музыкального колледжа и школьники — была набрана в сентябре по кастингу. Эдвальд Смирнов всю эту пеструю толпу (репетиции пока без костюмов) держит в ежовых рукавицах и гоняет в хвост и в гриву: «Ну, ты куда, мой золотой, спрятался? Быстро работать!» Балетмейстер, говоря о танцевальной лексике спектакля, подчеркивает, что он не ставил задачи скопировать бродвейское зрелище. Степа, по его словам, точно не будет: «Нет ничего страшнее, чем русский бунт и русский степ». Танцы в «НЭПе» тоже будут стилизованы в духе 20-х годов прошлого века — такая, по его словам, «приблатненная хореография», которая по мере взросления и перевоспитания героев будет меняться. Эдвальд Смирнов, кстати, против того, чтобы «НЭП» характеризовать как мюзикл, — он предпочитает называть его «музыкальным спектаклем».

Молодежь танцует и поет с драйвом — и «блатняк», и гопак. То друг через друга скачут, то брейк-данс изображают. Но это то, что касается массовки. А в главных ролях заняты ведущие актеры «Глобуса». Так, в роли педагога Макаренко — замечательный актер Евгений Важенин. Из отдельных «фишек» — автомобиль, выкатывающийся на сцену. Но это еще не все — обещают и паровоз.

«НЭП» определен как «мюзикл для вашей семьи». Почти все билеты на семь декабрьских представлений проданы. И Елена Сибиркина, и Алексей Крикливый в один голос говорят, что хотят сделать спектакль современный, интересный сегодняшней публике. Почему-то кажется, что это получится.