Яна Колесинская, «ВКонтакте»
Хроника XV Рождественского фестиваля. Эпизод № 9
ХV Международный Рождественский фестиваль искусств представляет на большой сцене театра «Глобус» фантастическую сказку по мотивам романа Булгакова «Мастер и Маргарита», завершающую театральную программу. Это спектакль Белорусского государственного академического театра юного зрителя совместно с театральным проектом «ТриТформаТ». Автор инсценировки и режиссер-постановщик Татьяна Самбук, композитор Дарья Гарбузняк.
Что будет, если взять роман Булгакова и отбросить всё лишнее? На бумаге это сделать невозможно, эта вещь, как и любое наследие, неприкосновенна. Это возможно сделать только в театре. В час сорок сценического времени уместилось самое главное — линия Мастера и Маргариты, их встреча с нечистой силой (как они ее называют), их путешествие в другое измерение.
Эта сила, разбитая на четыре фигуры, одновременно комична и трагична. С ними и смешно, и страшно. Они заведуют и юмором, и серьезом. Азазелло — со шрамом и шармом. Коровьев —¬ гипнотизер, иллюзионист, провокатор, превращает зрительный зал в гостей бала и устраивает допрос незнакомым людям. Бегемот выходит на публику еще нелепее, чем в фильме у Бортко — с головой кота, под которой громоздится огромное тело в сапогах на босу ногу. Эту голову можно снять и отбросить в сторону, как и всё прочее. А Воланд...
Воланд вообще предпочитает оставаться в тени. То подсвечник его загораживает, то букет. Щуплый какой-то блондин, хромой, с палкой. Меланхолик. Голос сиплый, как бы простуженный, глухой, однообразный, монотонный. Чувствуется в этом хлюпике такая мощь, что Маргарита совсем другой становится рядом с ним. Многие вещи начинает понимать и чувствовать. Независимая, смелая и гордая женщина получит своего Мастера, только его уже ничто не спасет.
Маргарите после бала предстоит еще одно испытание — ей показывают кадры мировых войн и катастроф. Она, в этой тяжелой короне, в которой гораздо больше лучей, чем у статуи Свободы, должна выдержать всё это, должна выстоять, должна дождаться. А этот сломался от козней какого-то Латунского. Опрокинулся на спину, поднял ручки, сошел с ума. Мечется, ищет выход, страдает от панических атак. Они правы, он не заслужил света. Он заслужил покой.
Куда по воле Воланда отправляются Мастер и Маргарита, мы знать не можем. Наше знание ограничено земным опытом. Мы можем только догадываться, что им предстоит долгая дорога, и будет играть фантастический оркестр, и будут распахиваться окна и двери, и мировой сквозняк взвихрит полы плаща, и загорится оранжевым пламенем горизонт, а Воланд будет шагать по горящей планете, сопровождая тех, кому даровал покой.