Один фестиваль — четыре города: новая версия «Новосибирского транзита»

24 июня

Юлия Щеткова, «Культура»

Новосибирские театры впервые приняли участие в групповом фестивальном турне и посетили с лучшими спектаклями Томскую область, Кузбасс и Алтайский край.

«Новосибирский транзит» — один из самых известных театральных фестивалей за пределами столицы. Обычно форум принимал гостей в Новосибирске. Но в этом году устроители пошли на эксперимент и отправили участников в десятидневный автобусный тур по городам соседних регионов.

Идея путешествия была заложена в концепцию фестиваля первоначально: недаром его символом стало колесо. Правда, на первых порах фестиваль назывался «Сибирским транзитом», вел кочевой образ жизни и каждый сезон проводился в разных городах региона. Через эти ежегодные встречи устроители форума стремились объединить театры провинции, лишенные в начале нулевых возможности культурного обмена. В 2010 году фестиваль изменил формат и название. Форум осел в новосибирском театре «Красный факел», где, собственно, и родилась идея его создания, стал «Ново-Сибирским транзитом» и превратился в смотр-конкурс лучших спектаклей Сибири, Урала и Дальнего Востока.

Нынешним летом в честь 85-летия Новосибирской области организаторы решили вспомнить прошлое и вновь отправить фестивальное колесо в путь. Театральное путешествие с севера на юг, участие в котором приняли только новосибирские труппы — «Красный факел», «Глобус», Городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева и «Первый театр», началось 10 июня в Томске, продолжилось в Кемерове и Новокузнецке, а закончилось 20 июня в Барнауле. Коллективы передвигались друг за другом по цепочке — таким образом, в один и тот же день «Новосибирский транзит» могли принимать площадки сразу нескольких городов.

За время поездки фестиваля-тура сложилась арифметически красивая статистика: четыре драматических театра, четыре города по маршруту, четыре автобуса с творческими группами, преодолевшие по 1500 километров дорог, четыре фуры, которым удалось перевезти 14 тонн декораций, оборудования и костюмов, наконец, 16 показов и восемь тысяч зрителей.

«Фестиваль в новом формате проходил впервые, однако сразу же нашел своих фанатов, — подчеркнул в разговоре с „Культурой“ автор идеи и руководитель фестиваля-тура Александр Кулябин. — Мы встречали зрителей, которые после первого спектакля шли и покупали билеты на все остальные спектакли. Между новосибирскими и принимавшими нас театрами уже давно сложилась крепкая дружба — и это еще один повод встретиться и пообщаться, посмотреть на работу своих коллег в других городах. Фестиваль-тур продолжает свою главную миссию — сплачивать коллективы. В который раз мы убедились, что Сибирская земля богата талантами, а люди здесь отличаются гостеприимством, открытостью и, конечно, удивительным чувством юмора. В каждом из городов тура, несмотря на их своеобразие и уникальные черты, мы чувствовали общность, ту самую творческую энергию, объединяющую всех нас, а это дорогого стоит».

Дружеская коллегиальная атмосфера всегда была отличительной чертой «Ново-Сибирского транзита». Участники не только играли свои спектакли, но варились в одном фестивальном котле: давали мастер-классы, проводили неформальные встречи, а после показов устраивали капустники. Эту традицию участники фестиваля-тура продолжили в своем путешествии. Каждый вечер после спектакля они устраивали юмористические баттлы с хозяевами площадок, а днем интенсивно репетировали, прогоняли спектакли и ездили, чтобы проникнуться духом и настроением нового города, на экскурсии. Деревянная архитектура Томска, музей-заповедник «Красная горка» в Кемерове, упраздненная военная крепость Новокузнецка, достопримечательности Барнаула. Для одних гастролеров все это было в диковинку, а для других — родные места. Оказалось, среди новосибирских артистов немало уроженцев вошедших в фестивальный маршрут городов и даже представителей известных актерских династий, сейчас разделенных километрами.

Несмотря на то что передвигался фестивальный автобус в пределах одного федерального округа, публика в городах «Новосибирского транзита» оказалась очень разной, и один и тот же спектакль вызывал у аудитории совершенно непохожие реакции — артистам приходилось буквально на ходу угадывать настроение зала и искать точки подключения к зрителям. «Нас по-разному принимали зрители в разных городах, но всегда очень тепло. В Кемерово восторженно и горячо аплодировали, а в Томске, несмотря на аплодисменты, в глазах зрителей была глубокая задумчивость, как будто „переваривание“ увиденного. И за этим было интересно наблюдать», — рассказала «Культуре» артистка театра «Красный факел» Ирина Кривонос.

В стационарной версии «Новосибирский транзит» предполагал конкурсную основу, а спектакли в основную программу традиционно отбирал экспертный совет. В рамках фестиваля-тура от соревновательного компонента решили отказаться, и выбор названий лег исключительно на плечи театров-участников. Единственная рекомендация со стороны организаторов — представить в других городах спектакль, выпущенный художественным лидером. Так, в одной афише оказались постановки разных стилей, жанров, бэкграунда и художественных систем.

Театр под руководством Сергея Афанасьева сделал ставку на музыкальную комедию «Ханума» — визитную карточку труппы и единственную развлекательную постановку в фестивальной программе. Новосибирская версия похождений лучшей свахи в Авлабаре определена режиссером как «ностальгический балаган», в котором занята большая часть труппы. Солидный возраст — 15 лет в репертуаре — не помешал спектаклю стать самым манким названием для фестивальной публики во всех городах тура. Первыми, как признаются организаторы, всегда уходили билеты на «Хануму», и театральная версия грузинской свадьбы «тащила фестиваль, как локомотив».

При том, что в турне артисты «Ханумы» выступали на больших сценах, на своей родной площадке они привыкли работать в камерном пространстве, расположенном в подвале одного из жилых домов. «Новосибирский театр под руководством Сергея Афанасьева рассчитан на сто зрительских мест, — поделилась на пресс-конференции в Барнауле фестивальными впечатлениями актриса театра Татьяна Жулянова. — Во время тура нас встречали залы, вмещающие по 700–800 зрителей. Для актера это невероятное счастье. Так вышло, что в фестивальные дни я впервые исполнила главную роль на большой сцене».

Специально для гастрольного тура афанасьевцы изготовили новые декорации большего размера, в которых впервые репетировали и играли именно во время «Новосибирского транзита». Осенью муниципальные власти Новосибирска обещают сдать в эксплуатацию здание для единственного авторского театра города, и труппа Сергея Афанасьева впервые за тридцать лет своего существования обретет свой дом и большую сцену, куда «Ханума» переедет вместе с обновленными декорациями.

Схожие ощущения с адаптацией камерного спектакля испытали и артисты молодежного «Первого театра». В фестиваль-тур самая молодая государственная труппа Новосибирска отправилась с мистической роуд-муви «Марьино поле» по одноименной пьесе уральского драматурга Олега Богаева. По сюжету три столетние старухи, передумав умирать, отправляются на вокзал встречать возвращающихся с фронта мужей и оказываются в водовороте фантасмагорических приключений. Молодеющих с приближением эпического финала старух играют двадцатилетние артистки, и для них «Новосибирский транзит» — первый и не самый простой опыт работы в условиях передвижного фестиваля.

«Мы сознательно отказались от развлекательных названий и решили привезти спектакль, который выбивается из общего контекста, — поделился с „Культурой“ главный режиссер „Первого театра“ Павел Южаков. — Театр редко балует нас такими жанрами и такими пьесами, поэтому мы с удовольствием погрузились в путешествие — и не прогадали. Как показывают аншлаги, спектакль пользуется интересом и держит внимание зрителей. Да и новое пространство пошло нам на пользу. У нас в Новосибирске маленькая площадка, а когда артистки вышли на большую сцену, у них словно внутри что-то переключилось. Они обрели уверенность, благодаря которой спектакль стал по-другому работать, набрал силу, дыхание, объем и новые смыслы».

Театру «Глобус» отправился в тур с историческим анекдотом по книге Тимура Кибирова «Генерал и его семья». В Новосибирске спектакль также идет на малой сцене, но ради необычного фестивального опыта его трансформировали под новые условия. «Спектакль посвящен советским семидесятым-восьмидесятым годам, жизни в маленьком городке, — пояснил „Культуре“ главный режиссер театра „Глобус“ Алексей Крикливый. — Что мне кажется в нем любопытным: мы впрямую столкнули два поколения артистов — опытных и молодых. Спектакль идет хорошо, с течением времени развивается, укрепляются его смыслы. Большие залы, в которых мы работали на фестивале, подарили нам более плотное ощущение публики. Реакция зрителей была настолько сильной, что эта энергия нас накрывала и даже порой перекрывала».

Театру «Красный факел» привычно работать в академических масштабах, однако и у этой команды при переходе на незнакомые подмостки возникали свои технические нюансы: артистам, занятым в спектакле «Дикая утка», пришлось просчитывать до секунд все шаги, чтобы синхронизировать действия на сцене с видео на экране. Дело в том, что концепция драмы решена таким образом, что зритель смотрит одномоментно и «живой» спектакль, и художественный фильм в скандинавском стиле, снятый во время репетиций, которые проходили за пределами театра — в арендованном лофте площадью тысяча квадратных метров, где художник спектакля воссоздал в мельчайших подробностях квартиру главных героев пьесы.

Пожалуй, самым сложным путешествие оказалось для селезня Миши. Обитатель одного из птичьих дворов Новосибирска стал полноправным участником спектакля «Дикая утка» в декабре прошлого года, когда и состоялась премьера драмы по пьесе Генрика Ибсена. Он играет практически самого себя: обитающую на чердаке утку с подбитым крылом. С тех пор на каждый показ в театре «Красный факел» Мишу доставляют в комфортабельной клетке на такси. В фестивальном автобусе селезень ехал в своей переноске, весь коллектив переживал за самочувствие пернатого коллеги и, как выяснилось, совершенно напрасно: Миша оказался ответственным членом команды и выдержал весь десятидневный путь.

Впрочем, к финалу застроенного в жесткий график тура все участники «Новосибирского транзита» испытывали сложный спектр эмоций: и радость от проделанной работы, и очевидную усталость, и желание вернуться в размеренный репертуарный ритм, и готовность повторить фестиваль на следующий год. Такой возможности организаторы не исключают.