Людмила Смирнова, «Молодость Сибири»
В
молодежном театре «Глобус» модный столичный режиссер Нина Чусова взялась за
постановку гоголевской «Женитьбы» (премьера состоится уже на
этой неделе).
Все ее спектакли удивляют, неизменно привлекая внимание как публики, так и критики. Недавняя «Гроза» в «Современнике» поразила выбором актеров на главные роли (Елена Яковлева в роли Кабанихи и Чулпан Хаматова в роли Катерины).
— Нина Владимировна, чем удивите зрителей?
— Любое произведение, которое берет к постановке режиссер, отражает его сегодняшнее отношение к миру, его мировоззрение. Действие «Женитьбы» мы перенесли в 60-е годы, во времена оттепели. Получился рассказ о наших родителях, о том, что они переживали. Вдруг пришла надежда, и все потянулись к новой жизни. Мне само слово это нравится: «оттепель». Люди наконец-то созрели, чтобы что-то поменять! Появился росток будущего. И почему у людей не получается? Мы ведем психологическое расследование: чего им не хватает? Что с ними не так? Почему они не могут обрести друг друга и найти счастье? В «Грозе» мы тоже искали пограничное состояние, то есть брали не нормальную жизнь, а жизнь «на грани». Мне вообще хочется, чтобы актер, выходящий на сцену, был чем-то «болен», то есть был в состоянии психологического неравновесия. Качнутся эти весы в одну сторону или в другую — и что-то случится. Он на грани счастья и несчастья. В «Женитьбе» это именно так.
— Мы все помним пьесу Гоголя, и знаем, что главный герой так и не решился совершить судьбоносный шаг. Это укладывается в вашу концепцию?
— Ну да, существует вечный вопрос: «Почему же Подколесин выпрыгнул в окно?» У нас он тоже выпрыгнет, но у него будет момент левитации от любви.
— То есть он научится летать?
— Полетает! Он сумеет преодолеть земное притяжение, но оно же, в конечном итоге, победит. Не сможет он переступить через себя. В реальной жизни мы не летаем, а ходим. Мы обеспокоены нашим материальным благополучием, у нас много бытовых проблем, которые нас тяготят и прижимают к земле. Любовь открывает в человеке невероятные способности. Но их-то мы и боимся. В итоге мы боимся счастья! Человек думает: «А что же я буду делать, если это кончится? Лучше я не буду знать этого великого и светлого чувства, чем, познав его, опять упаду вниз». Мне хочется еще раз своим спектаклем сказать: это неправильная установка. Лучше испытать это чувство, не надо бояться его! В наше жесткое время мы, когда говорим слово «любовь», то подразумеваем сексуальные отношения. Но на самом деле это что-то другое. К сожалению, про ЭТО мы забыли. Поэтому я не стала переносить хрупких гоголевских героев в наше время — толстокожее и циничное. Они там, где еще есть надежда оторваться от земли. А без этого чувства мы становимся роботами. И для меня важно донести это до зрителя.
— А почему все же вы остановили свой выбор на пьесе Гоголя?
— Я ставлю уже четвертую пьесу Гоголя. И каждый раз Гоголь «возникает» в переломные моменты моей жизни. Я чувствую, что и после этой постановки что-то в моей жизни поменяется.
— Вы ведь были актрисой и когда-то тоже играли в «Женитьбе». Интересно, кого?
— Ой, я была молодая и играла Дуняшку. И возмущалась, что там нет индивидуальности. В нашем спектакле у каждой, даже самой маленькой роли, есть судьба. В «Глобусе» артисты открыты для такого поиска. И это очень радует.
— Кто исполняет роли?
— Оля Цинк — Агафью Тихоновну, Слава Кимаев — Подколесина, Илюша Паньков — Кочкарева, Наташа Орлова — сваху... Женихи: Евгений Важенин, Юрий Соломеин, Денис Малютин... Я считаю, что это — звездный состав. Каждый артист уникален.
— Вы знаете, в свое время, беря интервью у Станислава Садальского, я услышала в ваш адрес слова: «Она гениальна». Сегодня и в «Глобусе» раздаются такие же высказывания в ваш адрес. Что скажете по этому поводу?
— Да ничего не скажу. Хорошо, что вы мне сейчас повышаете самооценку, это всегда радует, особенно накануне премьеры. Но на самом деле я так привыкла к разным мнениям, что уже хочется просто заниматься своим делом, чтобы это приносило результат. Любой режиссер имеет право и на взлет, и на падение. Иначе это будет уже не творчество. И я не собираюсь все время нести флаг под названием «гениальность». Иногда его можно и поставить в сторонку. А вообще, самое главное мнение — это мнение зрителей. Именно они расставят все точки над i.