Светлана Фролова, «МК в Новосибирске»
Автор сценария фильма «Любовь и
голуби» Владимир Гуркин женат уже 37
лет. У
него двое детей
и, судя по
всему, очень позитивное отношение к
жизни, которое мгновенно передается собеседнику. В
Новосибирск Владимир приехал по
делу
— на
прошлой неделе на
сцене театра «Глобус» состоялась премьера спектакля «Саня, Ваня, с
ними Римас» по
его одноименной пьесе в
режиссуре москвички Марины Брусникиной. Перед премьерой мы
немного поговорили «за
жизнь».
— Вы себя где лучше чувствуете — в городе или в деревне?
— Везде. Главное, чтобы голода и холода не было. А если рядом приятная женщина — так и вообще счастье. Хоть на северном полюсе. Впрочем, когда сильно долго в лесу сидишь, так скучаешь по городу! Тоска такая берет, выть хочется. А побудешь в городе — хочется опять в лес.
— Путешествовать любите?
— Вот уж нет. Просто я вынужден ездить. Мама вот у меня до сих пор под Иркутском. Так я туда постоянно мотаюсь, хотя уже 20 с лишним лет живу в Москве. Иногда уезжаю и живу с ней по полгода. А что? Там хорошо. Там Байкал. Да еще вот думаю: все-таки не вечные мы, когда-то и помирать. Поэтому я считаю, что нужно двигаться. Как Гоголь говорил: лучше умереть в дороге, чем в постели. Поэтому я сейчас, куда бы меня ни пригласили, всегда говорю: «Поехали». Лабораторию для драматургов проведу и рвану в Омск. А оттуда опять на Байкал, в Иркутск. А дальше не знаю, что будет...
— В последнее время деревенская тема в театре и кинематографе стала одной из самых популярных. Думаете — почему?
— Да потому, что деревня просто-напросто исчезает. Та деревня, которая давала тонус стране. Которая давала стране толковых и храбрых дочерей и сыновей — эта деревня просто умирает. Поэтому в гуманитарных областях такое к ней внимание: что имеем — не храним, потерявши плачем. И образованные люди сейчас начинают плакать...
— Многие современные молодые драматурги обращаются к этой теме.
— Куда ж без этого! Что может вырасти в урбанизированных коллекторах?! Все равно хочется иногда ощутить, как пахнет свежескошенная трава. Вот он никогда в жизни в деревне не был, приехал на покос... так сразу же инстинкты просыпаются! Человеческое живое. Нет, без этого мы никуда не уйдем. И правильно, что обращают внимание. Только хорошо бы и правительство на деревню внимание наконец обратило...
— Ага — народ из деревни бежит, работы нет, денег не платят. А тот, кто не сбежал, — спивается. Клубы сельские и те позакрывали...
—...и, в лучшем случае, ларьки в них сделали...
— А в это время в городах понемногу закрывают дома культуры.
— Я к этому всему отношусь точно так, как если вырубают кедрач. Когда тайгу вырубают... Безобразие. А с другой стороны, на что клуб содержать, если не платят? Тому же сельскому библиотекарю. Жить натуральным хозяйством? А если сил нет, здоровья нет? На ремонт тоже ничего не дают. И те, у кого денежки аккумулируются, воруют. Мы ж страна вороватая. Так вот сейчас пришло их время — ЧАС ВОРА. Впрочем, старики ведь учат: не радуйся, когда тебе хорошо, радуйся, когда тебе плохо. Одно хорошо: час вора — он ведь не бесконечен.
— А еще появился так называемый НОВЫЙ ВЗГЛЯД на войну. Что вы думаете об этом новом взгляде? Появляются какие-то странные книги, где, например, нацисты выглядят приличными людьми...
—Я же говорю — ЧАС ВОРА. Продают ведь не только дома и землю, сжигают произведения искусства и памятники архитектуры, продают и культуру, и историю. И идеология тоже стала товаром. Но мне все эти игры неинтересны. Я точно знаю, что мой дед отдал жизнь за Родину. И что война была не коммунизма с фашизмом, а НАРОДНАЯ война. Она была вне политики... политики ее только начали. Есть исторический факт: «22 июня Киев бомбили, нам объявили, что началася война». Это ОНИ пришли. Вот если бы МЫ пришли, то мы бы сейчас были на месте немцев и каялись бы перед всем миром. И стали бы самыми большими антифашистами, которыми на сегодня являются немцы. Но пришли ОНИ. И была народная война. Защищали Родину, не Сталина. А что? Если бы Сталина не было, мы бы не бились, что ли? Это была народная, священная война. А все, что вокруг этого играет... Это все накипь.
— Народ по-разному принял идею с георгиевскими ленточками. Без особого почтения, надо сказать...
— Я думаю, это оттого, что не только не понимают ценности... Но и потому, что ценности-то особо никакой нет. Какая в ленточке ценность? Не было, не было, и вдруг раз — и прицепили все! Я когда увидел — сначала даже не понял, что это такое. А потом разобрался. А тем более молодежь, которая фашистов в глаза не видела. Ну это как флажки-шарики раньше давали, а потом так же и бросали. Не надо преувеличивать значение этого кусочка ткани. Другой вопрос, что... мне кажется, плохо отметили даже 60-летие ПОБЕДЫ. А сейчас вдруг государство подняло кипишь с этим памятником... Понятно, что у нас творится еще лучше... Но это игра идет. Колоссальная игра. Вот убрали памятник в Эстонии. Да в Эстонии на высшем уровне сто раз могли договориться, чтобы сделать все достойно... Но почему-то не договорились. Значит, выгодно было не договориться. Подготовили бы людей нормально, по-человечески: мол, давайте уберем могилы из города. Выбрали бы место. Конкурс бы объявили на место, спросили бы ветеранов... А зачем нужно было все делать ИМЕННО ТАК? Да просто чтобы отвлечь внимание. От чего? От того, что все продается. Потому что все продается. И не дай Бог, люди на этом сосредоточат свое внимание и начнут по этому поводу, по самому главному, волноваться: что державу нашу понемногу распродают!
— Так хорош или плох человек по своей натуре?
— Есть старая пословица: «У Бога всего много. И выродки, и святые есть». Мне почему-то кажется, что человек все-таки действительно — по образу и подобию. Пройдут времена, и Сатана будет прощен. Мне легко жить: я верю в вечную жизнь. Это не как снотворное, ни в коем случае... Но иногда обуревают сомнения. И тогда я прошу только об одном — чтобы я мог справиться с ними.