Братишки
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Отель двух миров
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Женитьба Бальзаминова
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Кот в сапогах
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Кот в сапогах
6+
Малая сцена Генрих Сапгир, Софья Прокофьева
6+
Денискины рассказы
3
мая пятница
16:00
3 мая 16:00 · пятница
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
Трое в лодке, не считая собаки
3
мая пятница
18:30
3 мая 18:30 · пятница
Трое в лодке, не считая собаки
18+
Малая сцена Джером Клапка Джером
18+
Алые паруса
4
мая суббота
18:00
5
мая воскресенье
15:00
4 мая 18:00 · суббота
5 мая 15:00 · воскресенье
Алые паруса
16+
Большая сцена мюзикл о надеждах и мечтах Максим Дунаевский, Андрей Усачев, Михаил Бартенев
16+
Art
4
мая суббота
18:00
4 мая 18:00 · суббота
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Чук и Гек
5
мая воскресенье
14:00
5 мая 14:00 · воскресенье
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Гадкий утенок
7
мая вторник
11:00, 14:00
12
мая воскресенье
11:00
Путем взаимной переписки
10
мая пятница
18:00
10 мая 18:00 · пятница
Путем взаимной переписки
16+
Малая сцена Владимир Войнович
16+
Cabaret
11
мая суббота
18:00
12
мая воскресенье
15:00
11 мая 18:00 · суббота
12 мая 15:00 · воскресенье
Cabaret
18+
Большая сцена мюзикл Джо Мастерофф, Джон Кандер, Фред Эбб
18+

Константин Яковлев: «Главный образ спектакля – человек на шахматной доске истории»

24 Августа 2023

Юлия Колганова, новостная лента сайта театра «Глобус»

Друзья! В июне 2023 года коллективу Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» был представлен новый главный режиссер Константин Яковлев. Его первой работой в данном качестве станет премьера большой сцены «Три мушкетера» по мотивам знаменитого романа Александра Дюма-отца. Первые показы состоятся 2 и 3 ноября. Константин Яковлев рассказывает о крутых поворотах в своей жизни, зоне ответственности современного театра для детей и настоящем герое д’Артаньяне, для которого честь, доблесть и любовь к Родине — не пустые слова.

 Константин, в одном из интервью вы говорили, что вся ваша жизнь состоит из череды случайностей, расскажите об этом.

 В Новосибирское театральное училище я шел поступать на артиста музыкального театра, но поскольку ошибся аудиторией, то оказался на прослушивании у Анатолия Владимировича Ахреева, который набирал курс драмы. Так сложилось, что я остался в драматическом театре, правда, с Анатолием Владимировичем мы сделали многое в музыкальном направлении. И по вкусу, и по ощущениям мастер умел правильно преподносить этот материал.

После завершения обучения меня пригласили работать в Алтайский государственный музыкальный театр. Поскольку наш курс был плотно занят в мюзикле «НЭП» «Глобуса», ощущение музыкального театра жило во мне. Более того, мне была обрисована перспектива — возможность попробовать себя в качестве режиссера. Амбиции у меня были на этот счет. Поэтому я с удовольствием согласился на Барнаул. Совмещать актерскую и режиссерскую профессии оказалось ультрасложно. Потом я получил травму прямо на сцене. Но прожил спокойно восстановительный период и окончательно ушел в режиссуру, тоже волею случая, полагаясь на интуицию.

Далее — следующая случайность. Я поступил в ГИТИС. Роман Григорьевич Виктюк в этом году набирал курс... режиссера музыкального театра. Хотя, казалось бы, это совсем не его история. После окончания института я получил приглашение в Пермский ТЮЗ, с которым у меня случилось долгосрочное сотрудничество. До той поры, пока Михаил Юрьевич Скоморохов не предложил мне возглавить театр в качестве главного режиссера, а позже и художественного руководителя, потому что, по его мнению, пришла пора передавать коллектив в чьи-то руки. Так случилось, что и с труппой, и с цехами у меня были приятные отношения. Все совпало. Наступила точка невозврата. Возникло мгновенное решение: я еду в Пермь.

 Вы не опасались кардинально менять свою жизнь? Ведь все же театр музыкальный и театр драматический имеют свою специфику. Как минимум, это разный масштаб производства, бюджеты, артистический состав и прочие составляющие.

 Поверьте, тому, кто прошел музыкальный театр, уже ничего не страшно. Я в Барнауле отработал пятнадцать лет, выпустил около ста спектаклей, театр был номинирован на Премию «Золотая Маска». И вот это наше общее достижение стало неким краем для меня. Мне кажется, что режиссеру периодически надо менять локацию. Когда ты десятилетиями приходишь к одним и тем же людям, находишься в одних и тех же обстоятельствах — это морально истощает. Ты приезжаешь на новое место — у тебя есть другие люди, их взгляды, нормы общения. Это заставляет мыслить совершенно иначе, развиваться. Я понял, что для меня это важнее всего.

 И вот очередной крутой поворот — ваше назначение на пост главного режиссера Новосибирского академического молодежного театра «Глобус».

 В третий раз я вхожу в новый коллектив как главный режиссер, и всегда это происходит по-новому. Я осознаю, что прихожу в театр с огромной историей, со сформированной театральной философией. И моя задача — максимально это сохранить и приумножить. Что касается репертуара, он требует дополнений, вливаний, для того чтобы сделать его более устойчивым, сбалансированным. Поэтому мы обратимся к советской и русской классике. В целом, на 94-й сезон запланировано восемь премьерных спектаклей, это нормальный показатель. Одной из своих основополагающих задач я ставлю обеспечение работой всего творческого состава. Мне бы хотелось создать при театре молодежную студию, это будет давать возможность роста. Не исключено, что в будущем за счет этого произойдет пополнение основного состава труппы. Также пройдет реформа в студии пластики и вокальной студии. Планов очень много, я уже активно включился в работу.

 Почему для вас важен опыт руководства театром?

 Если ты руководишь театром, у тебя появляется много административных функций, которые постепенно становятся творческой задачей. Например, ты не берешь материал исключительно потому, что он тебя будоражит. Нужно найти такое произведение, чтобы вся труппа была распределена. Ты участник судеб, которые в этом театре существуют. Мне интересен процесс открытия артиста, который долгие годы ничего не играл. Это может не складываться по разным причинам, вплоть до несовпадения с энергетикой режиссера. Но ты можешь увидеть, полюбить человека, дать ему раскрыться, и вдруг произойдет чудо.

 Вы формулировали для себя миссию современного театра юного зрителя как институции?

 Здесь вопрос в зоне ответственности. Театр кукол открывает человеку двери в театр. А вот ТЮЗ (или молодежный театр) формирует вкус. Мы не должны брать на себя задачи родителей и школы по воспитанию, обучению ребенка. Но мы должны представить максимальные возможности театра, для того чтобы каждый зритель смог для себя определиться: я люблю мюзикл, классику или современную пьесу. Чтобы привить этот вкус, мы должны тщательно отбирать материал, который транслируем.

 За что вы благодарны своему учителю — Роману Григорьевичу Виктюку?

 Для меня встреча с ним оказалась переломом в профессии. Театр Виктюка — отдельная структура, которую невозможно описать. Потому что это театр-импульс, театр-ощущение. Для меня это было любопытное открытие в режиссуре, что помогало дальше во многом. Я благодарен за то, что это была бесконечная любовь. Все его творчество строится на огромной любви. Он был убежден, что мы все сюда приходим заниматься прекрасным делом, любя свое творчество и уважая творчество коллег. Но мне никогда не хотелось повторить приемы Романа Григорьевича, потому что это было бы пародией. Виктюком надо родиться. Это что-то на уровне космоса.

 «Три мушкетера» — невероятно притягательное название как для кинематографа, так и для театральных подмостков. Существует масса драматических, музыкальных, кукольных спектаклей, мюзиклов, шоу. Расскажите о вашем проекте.

 Это не мюзикл. Мы будем пользоваться текстом Александра Дюма в инсценировке, которая создается специально для «Глобуса» Натальей Индейкиной. Художник — Елена Турчанинова, ведь если говорить о подробном историческом костюме, то это — она. Большой мастер. Действие будет происходить в условной сценографии, но с музейной точностью костюма. Музыку, которая держит форму спектакля и которой будет много, пишет композитор Евгения Терехина.

Я придумал ход, который придаст роману недостающий объем для театра. Во многом благодаря советскому кинофильму, решенному в определенном развлекательном жанре, мы воспринимаем героев поверхностными, планшетными, игрушечными. А за что переживать? За что бороться в этой работе? И что адресовать со сцены в сегодняшний день? Эти вопросы мотивировали меня найти ход, который позволил бы рассказать о героях несколько больше, чем есть у автора. Я не буду раскрывать всех подробностей, скажу только, что наш спектакль — трех эпох. Это оригинальное прочтение Дюма, такого еще не было. Главный образ спектакля — человек на шахматной доске истории. Когда он может стать пешкой, а может — более значимой фигурой. Мы ставим во главе всего — человека, с его подлинными чувствами и страстями.

 Д’Артаньян для вас настоящий хрестоматийный герой, или есть нюансы?

 Спектакль называется «Три мушкетера», но, по сути, они выполняют лишь функцию. Главным действующим лицом здесь по-прежнему остается д’Артаньян. Но без качеств, заложенных в Атосе, Портосе и Арамисе, не случилось бы этого героя. Д’Артаньян попадает к ним абсолютно чистым листом, из которого можно лепить все что угодно. И они создают идеального мушкетера, уникальную личность, вкладывая в провинциального юношу все свои прекрасные человеческие качества. Д’Артаньян проходит большой жизненный путь, взрослеет ментально. И на каком-то этапе для него становятся не пустыми слова: честь, доблесть и любовь к Родине. Мне бы хотелось, чтобы эти понятия искренне и правдиво, без пафоса и назидательности, прозвучали для нашего зрителя.

 Есть ли у вас какие-то особые ощущения от возвращения в Новосибирск, в театр, где вы начинали?

 Ребенком я достаточно поздно стал ходить в музыкальный театр, я вырос на сказках «Глобуса». Именно с ними ассоциируется эпоха моего детства. Потом было незабываемое время выпуска мюзикла «НЭП». Мы, студенты, конечно, не понимали, с событием какого масштаба имеем дело, но было много интересного и веселого.

Невероятно тепло было вернуться туда, где меня все помнят, я был приятно этим удивлен. Все сотрудники настроены конструктивно и доброжелательно. Это говорит о том, что коллектив способен быть соавтором спектакля. С таким коллективом можно рискнуть и замахнуться на Дюма. И не только.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272