Иван Орлов: «Новое время – новый Айболит»

19 марта

Юлия Колганова, новостная лента сайта театра «Глобус»

Друзья! 12, 13 мая 2021 года на большой сцене театра «Глобус» состоится премьера спектакля для детей «Айболит forever» по пьесе современного драматурга Алексея Житковского. Режиссер Иван Орлов рассказывает, как возникла идея «чуковского сиквела» (пьеса написана по мотивам произведений Корнея Чуковского и Хью Лофтинга), почему Айболит XXI века — супергерой, и каким образом мультипликация в театре создает новые миры.

 Иван, как возникло название «Айболит forever»?

 Идея сделать спектакль о враче-герое, спасающем мир от опасного вируса, сегодня витает в воздухе. Я перечитал стихотворные сказки и прозаические повести Корнея Ивановича Чуковского о Докторе Айболите, потом открыл для себя чудесный книжный сериал о Докторе Дулиттле английского классика Хью Лофтинга. Понял, что материал просто фантастический, но нужно создавать новую сценическую адаптацию этой истории, современную адаптацию, так же, как поступали до нас Ролан Быков в кинофильме «Айболит 66», Давид Черкасский со знаменитым мультфильмом 1984 года и многие другие.

Новое время — новый Айболит, а для этого нужна новая пьеса. Тем более что большая сцена театра «Глобус» — уникальное пространство, которое диктует свои условия: большое количество персонажей, множество сюжетных линий и яркие сценографические решения. Ясно, что требуется смелый драматург-профессионал, современный по языку и мышлению, который будет так же влюблен в этот материал, как и я. Я решил поговорить с Алексеем Житковским — популярным и талантливым драматургом, его пьесы идут во многих городах России. Мне они очень нравятся по своему мироощущению и юмору. Алексею моя идея о «новом» Айболите понравилась, и мы начали сочинять эту историю.

Переписывать прекрасные тексты Чуковского и Лофтинга нам показалось делом бессмысленным. И тогда мы решили сделать сиквел — продолжение истории про Айболита. У Корнея Ивановича история заканчивается на том, что добрый Доктор заключает с Бармалеем договор. Тот перестает заниматься пиратством и отказывается от разбоя навсегда. Мы придумали Бармалею жестокого сына, для которого этот договор о прекращении пиратства — история позора его семьи, и сын хочет отомстить за отца всему миру. У нас новая команда Айболита — Команда «А», где все звери, помощники Доктора, обладают уникальными способностями. Также в пьесу включены и абсолютно новые персонажи — наши современники. Словом, наша идея — рассказать об Айболите сегодня. Кто этот прекрасный Доктор? Каким бы он был сейчас, в XXI веке? Кому бы помогал и почему?

 Айболит — квинтэссенция всех положительных человеческих качеств?

 Для нас он супергерой. Гениальный врач — это его уникальная способность. По своей природе это человек-стихия, человек-легенда, герой, действующий по зову сердца. Для Айболита медицина — призвание, творчество, способ любить мир и помогать природе. Он отзывчивый, странный, в чем-то инфантильный. Он не заботится о своей внешности, не думает об угрозах и опасностях, не старается сберечь себя. Айболит — это человек, готовый на все ради спасения ближних.

 Часто в таких спектаклях, достаточно легких и праздничных по форме, поднимаются отнюдь не детские проблемы. Как вы сформулируете базовые темы вашей работы?

 Тема отцов и детей раскрывается сразу в нескольких сюжетных линиях. Через сложный путь приключений папа и сын проговаривают все свои проблемы, находят друг друга, поэтому нам кажется, что этот спектакль прежде всего для семейного просмотра. Далее, тема открытости этому миру. Где проходит грань между проблемами, которые касаются лично меня и моей семьи, и проблемами других людей? Эта история о том, как научиться понимать, что все, что происходит в мире, — наши общие проблемы. Мы — одна семья. И не нужно бояться быть причастным. Человеку необходимо уметь брать ответственность не только за себя.

 Есть какие-то необычные приемы, помимо света, звука, пластики, с помощью которых решается сценическое пространство?

 Что революционно для меня. Я не до конца понимал сильные стороны видеопроекции в театре, а здесь в ней возникла настоящая необходимость. Мир Ван Бармалея, сына Бармалея, — это мир «информационной агрессии», а как про это говорить без использования электронных технологий? Злодей новой формации живет в мире гаджетов, соцсетей, лайков. А мир Айболита — это театральные приемы, пластические решения, хореография, клоунада. А еще в пьесе есть момент, когда Айболит попадает внутрь себя, и «внутри себя» решает важные для всего мира задачи. И это пространство «внутри себя» мы решили сделать языком мультипликации. Идея в том, чтобы артист как бы проваливался в 3D-мультипликацию и существовал в таком параллельном измерении. Для этого сейчас мы снимаем на хромакее, монтируем, а затем отдаем это кино мультипликатору, Илье Пономареву из Москвы, который прорисовывает каждый кадр. Очень кропотливая работа.

 Ваш спектакль — для всей семьи?

 Да, в этом мы стремимся к идеалу мультфильмов Pixar. Их истории действительно для всей семьи. Мы работаем над тем, чтобы наш спектакль был интересен детям всех возрастов, их родителям, бабушкам и дедушкам.