Ищите женщин короля

19 марта 2004

Татьяна Гамалей, «Ведомости»

Сегодня на большой сцене театра «Глобус» состоится премьера спектакля «Монарх» по пьесе современного английского драматурга и историка Рашели Эллис в постановке московского режиссера Игоря Лысова. В оригинале сочинение называется «Блудница» и повествует о бурной жизни короля Англии Генриха VIII, правившего страной в первой половине шестнадцатого века.

Это уже третья работа Лысова в театре. До нее были «Маркиза де Сад» по Мисиме и «Вишневый сад», посвященный столетию культовой русской пьесы (премьера прошлого сезона). Теперь — «Монарх», хроника интриг, предательств и казней. Краткое содержание пьесы читается как роман: за тридцать восемь лет правления Генрих VIII сменил шесть жен, судьбы их, в большинстве трагические, тесно переплелись с историей Англии и первыми лицами королевства.

Первая спутница жизни Генриха Екатерина Арагонская (играет Ирина Камынина) была слишком религиозной и нравственно строгой, что совершенно не совпадало с его темпераментом и толкало к изменам. Король (Вячеслав Кимаев) быстро стал ратовать за развод, который в те времена был нонсенсом: против него были настроены все, начиная с папы. В конце концов, противостояние привело к реформации, положило конец папской власти в стране, а Генрих достиг своей цели. Следующей женой стала некая Анна Боллейн (Ольга Цинк), придворная дама, родившая девочку (будущую королеву Елизавету I). Однако это ее не спасло: через три года, в результате интриг, ее казнили по ложному обвинению в прелюбодеянии. К тому времени не стало и Екатерины, и король вступил в брак со своей следующей наперсницей — Джейн Сеймур (Юлия Зыбцева). История как в закрученном сериале: Джейн умерла от родовой горячки, произведя на свет наследника, будущего короля Эдварда VI. Король был искренне опечален ее кончиной, за упокой души королевы отслужили тысячу двести месс, и снова начался этап жениховства — на фоне разных государственных потрясений.

На этот раз взоры Генриха (и советников) обратились за пределы страны. Придворный художник Ганс Хольбейн ездил за рубеж зарисовывать лица потенциальных невест. Но отразить истинную внешность моделей было не так просто: Хольбейн вынужден был быть дипломатичен, демонстрируя свои портреты VIP-персонам иностранного государства. В итоге, когда из Дюрена на церемонию собственного бракосочетания прибыла Анна Клевская (играет Евгения Краснова), король был настолько от нее не в восторге, что обвинил Томаса Кромвеля (Евгений Миллер), видевшего в этом браке политические выгоды, в государственной измене. Фиаско с Анной Клевской стоило ему головы, а Генрих быстро, без широкой огласки женился на Катрин Говард (Ульяна Кирпиченко), бывшей фрейлине. И снова лихой поворот: через год с небольшим король узнал о ее изменах, долго ломал голову, как поступить, потом, по традиции, приказал казнить. Последняя в списке — Катрин Парр (Наталья Орлова), пережила короля на полтора года и присутствовала на коронации его сына Эдуарда VI.

Игорь, чем вас заинтересовала эта история с огромным количеством частных перипетий?

Я имею пристрастие к сильным, несгибаемым людям, поэтому выбрал такую пьесу. Они мне всегда интересны. Еще одна задача — занять многих хороших актеров театра, в том числе прекрасного артиста российского уровня Вячеслава Кимаева. Здесь нет ни одной плохой роли, есть маленькие и большие, но все они интересны.

Сюжет спектакля, по сути, беспроигрышен: страсти, интриги, любовные треугольники. Вещь, в каком-то смысле, беспроигрышная...

Но это серьезная постановка: трагедия, и ни в коем случае, не мыльная опера. Она не относится к самоиграющим спектаклям. Эта вещь о любви, власти, философии жизни, здесь настоящие, шекспировские страсти. Вообще, все зависит от режиссерской задачи: мелодрама — почти всегда бизнес, а я не делаю постановку для бизнеса, хотя, думаю, это будет кассовый спектакль. Конечно, я думаю о публике, когда выбираю пьесу, но во время работы о зрителе уже не размышляю. На самом деле, сложно представить внутренний мир незнакомых людей. Это распространенная метафора, что публика диктует вкусы, причем самые низкопробные. Я убежден, что она не хочет дурацких спектаклей. Вспомните, «Идиота» смотрела вся страна, сериал стал событием. Это у художников есть желание производить «дешевые» произведения.

Как шла работа над спектаклем?

Очень нелегко. Актеры работали на высокой ноте, поэтому случались срывы, репетиции шли не плавно. Но спектакль оказался сотворческим, здесь трудились все — хорошо и много. С мужскими ролями было сложнее, чем с женскими, что-то изменилось в процессе, где-то появились более легкие интонации, но в принципе, спектакль не изменился. Я представлял его именно таким. Общий образ стал понятен уже в первые две недели.

P.S. Из программки: «Действие происходит в Лондоне, в Вестминстерском дворце — королевской резиденции того времени. Время действия охватывает двадцать лет (с 1527 по 1547 годы). Истинность происходящего подтверждена многочисленными свидетелями и мемуаристами».