«Глобус» занял сцену и оркестровую яму

1 декабря 2004
Ирина Ульянина, «Коммерсантъ»

В мюзикле «НЭП» занято более ста артистов

В понедельник в новосибир­ском театре «Глобус» прошла открытая репетиция нового спектакля «НЭП» — мюзикла по мотивам «Педагогической поэмы» Антона Макаренко. Премьера самого грандиозного за всю 75-летнюю историю театра проекта произойдет на следующей неделе, а репети­ция показала, что замысел на­шел достойное воплощение.

«Глобус» переехал в нынеш­нее здание 20 лет назад и никог­да не использовал оркестровую яму, предусмотренную архите­ктурным проектом. Так что му­зыкальный руководитель постановки «НЭП», дирижер Алек­сей Людмилин, специально для спектакля создавший молодеж­ный симфонический коллек­тив из 26 инструменталистов, отметил в яме новоселье. Расположена она там, где прежде на­ходилась авансцена, и выгля­дит иначе, чем в оперном теат­ре — менее широкой и глубо­кой. Поэтому музыканты хоро­шо видны зрителям. Первая же оркестровая репетиция позво­лила убедиться в прекрасных акустических параметрах боль­шого зала «Глобуса». Каждый звук отчетливо слышен и в пер­вых, и в последних его рядах.

Живая музыка в драматичес­ком театре — явление редкое, большинство мюзиклов в мире исполняются под фонограмму. Но в «Глобусе» решили не эконо­мить на качестве и не обеднять звучание. Мелодии, сочинен­ные композитором Еленой Сибиркиной и аранжированные Александром Абраменко, того стоят. Они легко воспринимаются, увлекают слушателей. Впечатляет и исполнительский уровень оркестрантов, которые за 10 дней до премьеры проде­монстрировали слаженность.

На публичной репетиции были показаны две массовые сцены, поставленные хореогра­фом Эвальдом Смирновым. В них заняты около 100 человек: молодые актеры труппы, воспи­танники студий пластики и во­кала, студенты двух курсов Но­восибирского театрального ин­ститута и артисты-стажеры, на­бранные по кастингу. Массовка практически не разделяется на хор и балет — поют и танцуют все, как и предписывается зако­нами жанра. Декорации, изоб­ражающие уличный перекре­сток и городскую площадь с

приметами 30-х годов прошло­го века, полностью готовы. Правда, артисты пока без костюмов — они еще шьются. Мир «НЭПа» многоликий и пестрый: беспризорники, урки, базар­ные торговки, батька Махно, Максим Горький, милиционер, нарком. Московские художни­ки Анастасия Глебова и Влади­мир Мартиросов — авторы сце­нографии и костюмов — нашли для него адекватное визуальное воплощение, которое обыгрывается и в световой партитуре Евгения Ганзбурга из Санкт-Пе­тербурга.

Судя по всему, премьера ста­нет серьезным испытанием для театра, зато зрителям она явно сулит массу открытий. На­пример, я не подозревала, что заслуженный артист России Ев­гений Важенин, играющий Ма­каренко, обладает замечатель­ными вокальными данными, а в «НЭПе» великому педагогу петь предстоит столь же часто, как и говорить. В неожидан­ных амплуа предстанут и дру­гие известные артисты акаде­мической труппы — Евгений Миллер, Николай Александ­ров, Денис Малютин, Юлия Зыбцева, Ирина Камынина, Сергей Мурашкин.

Как рассказал режиссер Алек­сей Крикливый, ему важно пере­дать в спектакле эпоху, восста­новить время в свойственных ему умонастроениях, порывах и конфликтах. Материалом неда­ром выбрана «Педагогическая поэма», достоверно отразившая фрагмент истории юной стра­ны через судьбы ее юных граж­дан. Бурный период НЭПа при­влек режиссера отсутствием ни­гилизма и социальной апатии. Людьми, по его мнению, двига­ла искренняя вера в себя и в придуманные идеалы, желание усовершенствовать окружаю­щий мир. Музыкальная основа и либретто спектакля, также на­писанное композитором Сибиркиной, идеально совпадают с замыслом Алексея Крикливо­го. Елена Сибиркина использо­вала прямые цитаты из шляге­ров 30-х годов и вариации, привнесла в музыку комичес­кое и лирическое начало. Те­перь важно, чтобы исполните­ли центральных ролей органич­но соединились в ансамбле.

Директор театра Татьяна Людмилина, неизменно присутствующая на всех репетициях, рассказала, что самая грандиозная премьера войдет в репертуар «Глобуса» и как первый спектакль для семейного просмотра: «НЭП» языком легкого развлекательного жанра обращается к серьезным проблемам, рассказывает о важнейших вещах, насущных и для детей, и для взрослых. В декабре состоится семь премьерных показов, и столько же спектаклей будет сыграно в январе, так что надеемся, билетов хватит всем желающим».