Эксперимент — грандиозный по масштабу и авантюрный по сути

7 декабря 2004
Ася Шумилова, «Вечерний Новосибирск»

Десятого декабря в «Глобусе» состоится премьера мюзикла «НЭП» по «Педагогической поэме» Макаренко.

Новая экспериментальная премьера — так в шутку рас­шифровывает аббревиатуру «НЭП» постановочная группа спектакля.

Эксперимент, который сейчас происходит в театре, действи­тельно грандиозен по масштабу и авантюрен но сути. Поставить не­что новое всегда непросто, тем более если дело касается такого жанра, как мюзикл.

Музыкальный руководитель проекта и дирижер Алексей Люд­милин считает, что перенос евро­пейских и бродвейских мюзик­лов на российскую сцену — не са­мое удачное мероприятие. Поэто­му идея создать свой сибирский мюзикл была принята в театре на «ура». После долгих дебатов в ос­нову будущего мюзикла решено было положить «Педагогичес­кую поэму» Макаренко.

 Мне всегда было любопыт­но узнать, можно ли перенести на сцену произведения Макарен­ко, — говорит автор музыки и ли­бретто Елена Сибиркина. — Надо признаться, что «Педагогическая поэма» — одна из моих любимых книг, а также это любимое произведение моей мамы. Поэтому ра­ботать над музыкой и диалогами будущего мюзикла мне было вдвойне интересно. Конечно, пе­ренести на сцену все произведе­ние легендарного педагога невоз­можно, но, скажу прямо, от первоисточника осталось многое. Самые яркие эпизоды вошли в либретто. А музыку я написала очень быстро. В мюзикле нет вы­сокотехничных вокальных пар­тий, так как петь, танцевать и го­ворить на сцене будут не вокали­сты, а драматические актеры. По­этому я старалась написать музы­ку, максимально удобную для ис­полнения.

До начала репетиций в «Гло­бусе» был проведен кастинг сре­ди талантливой молодежи горо­да. Таким нестандартным обра­зом в театре появились хор и симфонический оркестр. Алек­сей Людмилин проявил весь свой педагогический дар в рабо­те с новым коллективом, в со­став которого наравне с профес­сионалами вошли юные испол­нители, учащиеся музыкального колледжа.

Один из самых востребован­ных на сегодняшний день рос­сийских балетмейстеров Эдвальд Смирнов (Санкт-Петер­бург) сумел в сжатые сроки пре­вратить разношерстную толпу в синхронно танцующую массовку. Он говорит, что работать с моло­дежью ему очень интересно, и не беда, что многие из них не име­ют профессиональной подготов­ки, ведь их искренность и энер­гия способны компенсировать все исполнительские oгрехи.

По замыслу режиссера-постановщика Алексея Крикливого, на сцене одновременно будут петь и танцевать около ста человек. Алексей говорит, что главное и самое трудное в работе над мю­зиклом — попасть в волну. Если она в самом начале не захлестну­ла тебя с головой, то есть шанс выплыть к нужному берегу. Во всяком случае, считает режис­сер, с кастингом театр не ошибся.

Доцент кафедры музыкально­го театра ГИТИСа (Москва) и преподаватель Новосибирского театрального института Анатолий Ахреев, сидя в зрительном зале, наблюдает, как его студенты-чет­верокурсники проходят на сцене актерскую практику.

 Моим ребятам крупно по­везло, — говорит Анатолий Вла­димирович. — Редко кому выпа­дает такая удача, еще будучи студентами, принимать участие в столь грандиозном проекте. Сей­час они проходят свои театраль­ные университеты. Кстати, в спектакле, кроме студентов, за­няты ребята с улицы, прошедшие кастинг. Они еще нигде не учат­ся, но можно смело сказать, что некоторые из них — потенциаль­ные абитуриенты театрального института. Вообще в городе сло­жилась уникальная ситуация: в молодежном театре ставится мю­зикл о молодых и для молодых силами самих молодых. Такого в театральной истории города еще не было.

В афишах «НЭП» заявлен как мюзикл для вашей семьи. Дейст­вительно, но идее спектакль дол­жен быть интересен всем зрителям от мала до велика. Так детей прежде всего заинтересуют стремительно развивающееся дейст­вие и зажигательные мелодии, их родителей — экскурс в историю без морализаторства и мрач­ных подробностей.

 Нам было важно передать атмосферу, которая царила тогда, в двадцатые-тридцатые годы прошлого столетия, — говорит Алек­сей Людмилин, — когда на первом месте была идея, а не деньги. Считаю, что из исторического опыта нужно научиться извлекать не только негативное, но и хорошее. Этим мюзиклом мы хотим показать, что люди жили, любили, радовались... Думаю, Макаренко нашей трактовкой остался бы доволен...