Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00
Одинокая насмешница
24
апреля среда
19:00
24 апреля 19:00 · среда
Одинокая насмешница
16+
Большая сцена смешная и грустная история в двух частях
16+
«Не отрекаются любя…»
25
апреля четверг
19:00
25 апреля 19:00 · четверг
«Не отрекаются любя…»
16+
Большая сцена музыкально-поэтический моноспектакль
16+
Вишневые мартинсы
26
апреля пятница
18:30
Art
27
апреля суббота
18:30
4
мая суббота
18:00
27 апреля 18:30 · суббота
4 мая 18:00 · суббота
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Гадкий утенок
28
апреля воскресенье
14:00, 18:00
28 апреля 14:00, 18:00 · воскресенье
Гадкий утенок
6+
Малая сцена Ганс Христиан Андерсен
6+
Братишки
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Отель двух миров
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Женитьба Бальзаминова
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Кот в сапогах
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Кот в сапогах
6+
Малая сцена Генрих Сапгир, Софья Прокофьева
6+
Денискины рассказы
3
мая пятница
16:00
3 мая 16:00 · пятница
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
Трое в лодке, не считая собаки
3
мая пятница
18:30
3 мая 18:30 · пятница
Трое в лодке, не считая собаки
18+
Малая сцена Джером Клапка Джером
18+
Алые паруса
4
мая суббота
18:00
5
мая воскресенье
15:00
4 мая 18:00 · суббота
5 мая 15:00 · воскресенье
Алые паруса
16+
Большая сцена мюзикл о надеждах и мечтах Максим Дунаевский, Андрей Усачев, Михаил Бартенев
16+
Чук и Гек
5
мая воскресенье
14:00
5 мая 14:00 · воскресенье
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+

Директор театра «Глобус» Татьяна Людмилина: «К нам на фестиваль приезжают семьями из соседних городов»

16 Января 2012

Екатерина Васенина, «Театрал»

Уже десять лет Татьяна Людмилина руководит самым крупным молодежным театром Сибири «Глобус». В том, что при наборе в поисковой системе слов «театр «Глобус» сначала выпадает именно новосибирский «Глобус», а потом уже «Глобус» лондонский, ее большая заслуга. Вся театральная Россия знает об активной репертуарной политике «Глобуса», ориентированной на молодежную аудиторию, о Международном Рождественском фестивале искусств, который проходит в «Глобусе» каждые два года, всегда в декабре. Чем удивлял сибиряков минувший Рождественский фестиваль и как он развивается вширь, Татьяна Николаевна рассказала «Театралу».

 Минувший Рождественский фестиваль искусств получился очень событийным — 178 мероприятий, из них 95 прошли в 26 областных районах. Сегодня областная программа — неотъемлемая часть форума, нам важно распространить фестиваль экстенсивно. Начинали в 2005 году всего лишь с одного выездного концерта, а вот во что все вылилось! Для нас как организаторов важно, что о Рождественских фестивалях знают во всех без исключения сельских районах, фестиваль ждут и к нему готовятся. 

Фестиваль открылся на главной площадке города, в Театре оперы и балета, балетом Ролана Пети «Кармен» и дивертисментом с участием солистов Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко и Большого театра России. Фестивальная программа объединила легендарную «Женитьбу» Театра им. Маяковского, с ее особой, лирико-комической, атмосферой, и премьеру уходящего года — спектакль Миндаугаса Карбаускиса «Будденброки», поставленный в РАМТе, который стал первой точкой фестивальной полемики. Не секрет, что Новосибирск, как любой город со своей сложившейся театральной традицией, живет своими культурными привычками, своим контекстом, и «Будденброки» для нашей публики оказались нестандартным, во многом, неожиданным для восприятия опытом. Для спектакля «Кроткая» Ирины Керученко, который идет в Москве в белой комнате МТЮЗа, мы построили специальное помещение, и даже сотрудники театра, заходя в него, оглядывались: «А где это я?..» 

«Отморозки» Кирилла Серебренникова были показаны 5-6 декабря, когда страна проснулась несколько иной, — так у нас случились два дня политического театра. Для меня это был своеобразный риск: везти спектакль на неподготовленную публику неправильно. Но, принимая решение в пользу показа «Отморозков», я склонялась к тому, что Новосибирск — город опытного, умного и просвещенного зрителя, и не ошиблась. Встреча Серебренникова со зрителями показала, что новосибирцы готовы обсуждать неоднозначные политические вещи. 

-В чем особенность театральной традиции Новосибирска? У вас, инициатора и руководителя Ассоциации директоров драматических театров Сибирского федерального округа, наверняка есть интересное мнение об этом. 

 Новосибирск — город стабильной профессиональной театральной культуры. У каждого театра Новосибирска — интересная история, у каждого своя направленность и свой принцип формирования репертуара. У нас недостаточно малоформатных театров, театров-студий, нет политических театров. Но у нас работают высокопрофессиональные режиссеры, которые востребованы, в том числе, далеко за пределами города. По-прежнему смело экспериментирует театр «Красный факел» — Дмитрий Егоров не так давно выпустил интересный спектакль «История города Глупова», театр «Старый дом» не отступает от своей концепции выпуска спектаклей по хорошим зарубежным пьесам. В «Глобусе» Марат Гацалов выпустил «Август: графство Осейдж», Олег Юмов — «Грозу», Полина Стружкова — гайдаровских «Чука и Гека». У нас ставит молодая перспективная режиссура, причем, как звучит кредо «Глобуса», «для всех поколений», главный режиссер театра Алексей Крикливый неуклонно следует этой линии. Как видите, у нас своя интересная творческая жизнь, но всегда полезен глоток свежего воздуха, и фестиваль — идеальный формат для этого. 

-Авторы фестивальных спектаклей пополняют афишу театра? 

-Так прямо задача не стоит, но если брать историю Рождественского фестиваля в целом, такое бывало. Игорь Коняев, ученик Льва Додина, чей спектакль «Московский хор» Малого театра — Театра Европы стал событием в театральном мире и собрал все самые престижные награды, в свое время, после фестивального показа, с радостью принял приглашение работать в «Глобусе». Алексей Песегов после участия в Рождественском фестивале поставил у нас «Циников» — репертуарное название, которым может гордиться любой театр.

На протяжении долгих лет нас связывает сотрудничество с Валерием Фокиным. Спектакль Валерия Владимировича «Превращение» участвовал в самом первом фестивале, в 1995 году. В рамках Рождественского на сцене «Глобуса» рождалась премьера «Старосветской любви», два года назад новосибирцы с восторгом встречали «Женитьбу»... И, конечно, тот факт, что Фокин дважды ставил спектакли в «Глобусе», в этом есть и заслуга нашего фестиваля, ведь, приезжая к нам, режиссеры видят, что мы всеми силами стремимся обеспечить все условия для успешной работы, для того, чтобы спектакль прошел на самом высоком уровне.

 Многие пытаются, но не у всех получается проводить фестиваль такого уровня и так стабильно. Почему у других не получается, а у «Глобуса» получается? 

-Нами руководит амбиция сделать хороший фестиваль. То, что мы делаем, заметно и конструктивно влияет на культурную атмосферу Новосибирска и Новосибирской области, и это отмечает руководство области и города. Неловко себя хвалить, но нужно знать, что происходит в театральной жизни России, во все вникать, всем интересоваться — нужно хотеть сделать свой фестиваль самым лучшим и нужным своему зрителю. 

Важно и то, что мне, как руководителю фестиваля, никто не диктует его художественную политику. Позиция губернаторов Новосибирской области в разные годы была одинакова — Рождественский фестиваль необходим, необходима его финансовая поддержка. Несмотря на то, что руководство области, быть может, не всегда очаровано тем, что мы привозим, и не все принимает как зритель, но фестивальные мероприятия посещает непременно. И ни Виктор Александрович Толоконский, ни Василий Алексеевич Юрченко никогда не позволяли себе личного вмешательства в программу фестиваля. 

Это, безусловно, влияет на меня: с одной стороны, руки у меня, что называется, развязаны, но с другой — вся ответственность на мне. Нужно знать рынок, театральную ситуацию в стране, понимать, куда идут театры. Я стараюсь за всем этим следить. 

 Как вы можете объяснить, почему коллективы стремятся приехать к вам на фестиваль? 

В декабре в Новосибирске не самая лучшая погода на планете, но мы делаем все, чтобы суровая сибирская зима засияла яркими красками. Мы заботимся о том, чтобы наши гости чувствовали себя комфортно — жили в хорошем отеле, приходили в чистый, ухоженный театр, работали на подготовленной площадке, ежедневно чувствовали наше внимание. Мы всегда выполняем свои финансовые обязательства. Обеспечиваем полные зрительные залы. Благодаря всем этим факторам, многие коллективы готовы откорректировать свои планы, только чтобы приехать к нам. И те, кто однажды побывал на Рождественском, нередко возвращаются вновь. 

-Сколько же стоят билеты? 

-Моя позиция — цены должны быть достойны тех коллективов, которые мы привозим, и в то же время — доступны. Это сложно совместить. У нас нет дешевых билетов на престижные и нашумевшие спектакли. Самые дорогие билеты, например на спектакль Театра Наций, стоили в 8-9 раз дороже среднего спектакля новосибирского театра.

Мы понимаем, что современная развлекательная индустрия в таком мегаполисе как Новосибирск предоставляет массу вариантов для проведения своего свободного времени. И мы, со своей стороны, должны предложить нашему потенциальному зрителю что-то такое, что «приведет и оставит» его в театре. Поэтому мы привозим спектакли, на которые люди не могут не пойти. И дальше важна наша внутренняя индивидуальная работа со зрителем. Понятно, что спектакль с участием Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой соберет один зал, а Седьмая студия Кирилла Серебренникова привлечет совершенно иную аудиторию. 

-Как попадают на спектакли театралы, у которых нет денег? 

Таких людей всегда больше, чем мест в зрительном зале. Бесплатных бонусов у нас нет ни для кого, кроме студентов театрального института. Мы объявляем о продаже билетов на фестиваль задолго до его начала, и у жителей города всегда есть возможность сориентироваться, и в числе первых обеспечить себе и своим друзьям поход в театр по доступным и комфортным ценам. 

-Насколько разные проблемы вы переживаете как директор фестиваля и директор театра? 

-За программу фестиваля отвечаю лично я, но при этом у меня нет права опираться только на свой вкус, моя задача представить максимально яркую палитру. Составление афиши — всегда большая работа, я много летаю, смотрю, читаю, общаюсь с профессионалами. Рада, что так ярко прозвучали экспериментальные спектакли — «Кроткая» Московского ТЮЗа, «Главное забыл» «Такого Театра», современная драматургия — «Наташина мечта» Ярославы Пулинович Центра им. Мейерхольда. 

Как у директора крупного театра центра Сибири задачи у меня похожие — показ профессиональных интересных спектаклей, привлечение нового зрителя, закрепление уже пришедших. «Глобус» одним из первых перешел в статус автономного учреждения культуры, поэтому мы можем себе позволить выпускать по премьере в месяц. Коллеги говорят: «Зачем так надрываться?», но такое количество премьер действительно подогревает интерес зрителей. 

-Как удалось добиться ключевого взаимопонимания с правительством Новосибирской области? 

-Сегодня очевидно, что Рождественский фестиваль во многом формирует имидж Новосибирской области, как региона, уделяющего огромное внимание вопросам развития культуры. От отношения к фестивалю зависит имидж самого руководства области, как прогрессивного, думающего о будущем, причем не только об экономическом развитии территории, но и о социально-культурном направлении. Правительство области чрезвычайно заинтересовано и в дальнейшей поддержке фестиваля, ведь во многом благодаря нашему форуму Новосибирск на театральной карте России — это город, открытый для встреч, поиска новых форм, город серьезного культурного потенциала. 

Студенты новосибирского театрального института, наверное, хотят остаться в городе, — много театров, есть перспективы? 

Несколько лет назад новосибирское театральное училище получило статус института, что сказалось положительно на театральном климате города в целом. «Глобус» же еще шесть лет назад набрал целевой курс, и большая часть выпускников этого курса пришла к нам работать, это был момент резкого пополнения труппы молодежью. С тех пор мы внимательно следим за студентами, лучшие приходят к нам на третьем курсе, а лучшие из этих лучших остаются потом работать у нас. В спектаклях нашего главного режиссера Алексея Крикливого молодежь задействована очень активно. Он очень хорошо чувствует эту линию — его «Simейные истории» в репертуаре уже шесть лет, а попасть на спектакль невозможно. Не так давно он поставил «Летит» по пьесе Оли Мухиной — удачная работа, по-моему. 

 Ездит ли «Глобус» на гастроли, фестивали? 

 Со спектаклем «Двойное непостоянство» Дмитрия Чернякова мы объехали в свое время все, что только можно. В 2011 году спектакль Олега Юмова «Возвращение» был выдвинут на соискание «Золотой Маски» в пяти номинациях. Часто ездим на «Реальный театр» в Екатеринбург, на «Золотой конек» в Тюмень, в Магнитогорск. 

Как председатель Ассоциации руководителей драматических театров Сибирского федерального округа активно продвигаю и реализую идею обменных гастролей. Мы обменялись гастролями с Кемеровским театром драмы им. Луначарского, с Красноярским драматическим театром им. Пушкина. Гастроли дают позитивный импульс труппе: новая сцена, новый зритель, новое восприятие. Да, нынешние гастроли длятся всего 10-15 дней против трехмесячных гастролей советского времени, но людей это очень «оздоравливает». 

-Как меняет время концепцию фестиваля? 

-Рождественский фестиваль искусств — это уже не просто фестиваль театра «Глобус», это бренд и города, и Новосибирской области. По отношению к фестивалю властей сверяют отношение городской и областной власти к культуре. Наша главная стратегия на будущее — расширение масштабов, новые параллельные программы. Большой успех лаборатории молодой режиссуры, которую провели Олег Лоевский и Марат Гацалов, нам подсказал идею проведения новой лаборатории летом. Такие лабораторные встречи интересны и профессионалам новосибирских театров, и простым зрителям. 

В последние годы нередко случается, что спектакль участвует в программе Рождественского фестиваля, а потом получает признание в Москве. Так было с «Наваждением Катерины» Алексея Песегова из Минусинского театра драмы, с «Грозой» Магнитогорской драмы, которые позже были номинированы на «Золотую Маску». 

Важным обстоятельством минувшего фестиваля стал приезд студентов театральных вузов Барнаула, Красноярска, Иркутска, Томска. Несколько десятков человек посмотрели все спектакли, провели здесь две недели, были на всех творческих встречах, пресс-конференциях, — это работа с обучающим моментом, приобщение студенчества к профессии. Много зрителей просто семьями приезжали на фестиваль из Барнаула, Томска. Наша популярность работает на нас, так мы тоже расширяем свое влияние на регион. 

В 2012 году исполняется 75 лет Новосибирской области, и мы как социально активный театр будем в этом участвовать. В 2013 году — новый фестиваль, десятый по счету, мы собираемся серьезно его провести, но, как всегда, все будет зависеть от текущей палитры творческих работ.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272