Денискины рассказы
6
июня вторник
11:00
6 июня 11:00 · вторник
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
Золушка
7
июня среда
11:00
7 июня 11:00 · среда
Золушка
6+
Большая сцена Оксана Штанина
6+
Трое в лодке, не считая собаки
7
июня среда
18:30
7 июня 18:30 · среда
Трое в лодке, не считая собаки
18+
Малая сцена Джером Клапка Джером
18+
Поллианна
8
июня четверг
11:00
8 июня 11:00 · четверг
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Игроки
8
июня четверг
18:30
8 июня 18:30 · четверг
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Отель двух миров
9
июня пятница
18:30
9 июня 18:30 · пятница
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Путем взаимной переписки
10
июня суббота
17:00
10 июня 17:00 · суббота
Путем взаимной переписки
16+
Малая сцена Владимир Войнович
16+
Куба
10
июня суббота
20:00
10 июня 20:00 · суббота
Куба
16+
Спецпомещение комедийный блокбастер Александр Липовской
16+
Ревизор
14
июня среда
18:30
14 июня 18:30 · среда
Ревизор
16+
Большая сцена комедия в пяти действиях по пьесе Николая Гоголя
16+
Храбрый заяц
15
июня четверг
11:00, 14:00
15 июня 11:00, 14:00 · четверг
Храбрый заяц
6+
Большая сцена мюзикл по мотивам сказки Сергея Михалкова
6+
Маугли
16
июня пятница
14:00, 18:30
16 июня 14:00, 18:30 · пятница
Маугли
12+
Большая сцена пластические ассоциации по «Книге джунглей» Редьярда Киплинга
12+
Спасите Леньку!
17
июня суббота
17:00
Премьера
Премьера
17 июня 17:00 · суббота
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+

Чем заполнить вакуум между «Поросятами» и Чеховым?

3 ноября 2018

Юлия Щеткова, «Новая Сибирь»

В «Глобусе» впервые в России протестировали подростковые пьесы на целевой группе

В «Глобусе» прошла лаборатория «Современная российская драматургия для подростков — путь к зрителю». Труппа новосибирского молодежного под руководством главного режиссера Алексея Крикливого попыталась понять свою целевую аудиторию и узнать из первых рук, что хотят получать от театра нынешние тинейджеры? А четыре молодых режиссера из разных городов страны в свою очередь постарались научиться тому, как нужно ставить спектакли для сегодняшних подростков, которые завтра станут их взрослыми зрителями.

Идея лаборатории родилась из весеннего проекта театра «Глобус», в рамках которого специалисты исследовали отклик подростковой фокус-группы на пьесы современных драматургов, написанных специально для детской аудитории. Проект включал семь пьес, вошедших в лонг- и шорт-листы конкурса «Ремарка-2017» в номинации «Маленькая ремарка». Каждый день актеры театра «Глобус» проводили читку пьес, посвященных темам, которые, по мнению экспертов, должны интересовать тинейджеров: подростковая интернет-зависимость, влияние экологии на рост детей, отношения подростков с родителями, любовь в школе, интеграция в школу детей с физическими особенностями, мистика и реальность, война в жизни ребенка. По итогам чтений было проведено голосование. Пьесы, набравшие наибольшее количество голосов фокус-группы, должны были воплотиться в качестве эскизов спектаклей, что и произошло буквально на днях.

«МЫ как театр очень самонадеянны по отношению к той публике, к которой обращаемся. В частности, к подросткам, — рассказывает главный режиссер театра „Глобус“ Алексея Крикливый. — У нас часто такое отношение к ним, будто мы знаем, что они хотят и о чем думают. Оказывается, это заблуждение. Весенние обсуждения пьес для подростков принесли нам фантастические открытия. Поэтому нам показалось очень важным и интересным продолжить разговор. Нам действительно интересно живое взаимодействие, а не наши личные размышления о том, что же детям важно и нужно».

В финал лаборатории вышли четыре пьесы: «Фото топлес» Натальи Блок, «Никаких сомнений» Дарьи Варденбург, «Война» Юлии Поспеловой и «Всем, кого касается» Даны Сидерос. Для реализации эскизов были приглашены четыре режиссера — Мария Критская и Семен Серзин (Санкт-Петербург), Евгений Маленчев (Тула) и Георгий Сурков (Рига). После каждого эскиза кураторы лаборатории провели обсуждение, участие в котором принимала уже задействованная в читках подростковая фокус-группа. По мнению экспертов, аналога у «глобусовского» проекта в России пока нет. Обычно вердикт пьесам, написанным для тинейджеров, выносят взрослые, и это больше напоминает гадание — попадет или не попадет сочинение в цель.

Также в лаборатории «Современная российская драматургия для подростков — путь к зрителю» приняла участие драматург Юлия Тупикина, выступавшая куратором номинации «Маленькая ремарка» конкурса «Ремарка-2017». Она провела мастер-класс по созданию пьес для группы школьников и прочитала лекцию о том, какой сегодня должна быть пьеса для подростков.

«Сегодня очень мало спектаклей для подростков. При этом драматурги вроде как пишут. Пьес скопилось изрядное количество, а режиссеры жалуются на то, что пьес нет, — утверждает Юлия Тупикина. — Режиссеры не любят читать. Современная пьеса попадает к ним только тогда, когда ее приносит авторитетный эксперт. В итоге я составила большой список хороших пьес для подростков, и он оказался очень востребованным. Появилось даже издательство, которое хотело выпустить эти пьесы отдельным сборником. Но издателей ждало разочарование. Все-таки эти тексты не предназначены для чтения. Современная драматургия для детей и подростков — это настоящее авангардное искусство. Здесь не действуют законы денег и цензуры. Разве что драматурги все время должны иметь в виду закон о мате, который, кстати, современные подростки используют повсеместно».

Драматург признается, что современное законодательство — это еще одна дополнительная преграда на пути современной подростковой пьесы к зрителю. Зачастую тинейджеров волнует то, что у некоторых взрослых вызывает острый приступ оскорбления чувств или может быть формально отнесено к негативной информации, распространение которой под запретом. В частности, это касается темы суицида. «Государство в лице чиновников прессует театры, поэтому театры пытаются защитить себя и не ставить пьесы, где поднимаются такие вопросы, — рассказывает Юлия Тупикина. — В результате страдает зритель, который не получает современных пьес. Зато процветает нафталин — бесконечные Алисы и Снежные Королевы. Знакомство детей и подростков с театром нужно начинать с современных пьес, а не с бесконечных „Трех поросят“, после которых сразу идет Чехов. Вакуум между „Поросятами“ и Чеховым нужно заполнить. Мы реально теряем детей. Они идут в кино, смотрят видеоблоги, скачивают видео, потому что театр не может предложить им современного зрелища. А дальше эти люди вырастут и не станут ходить в театр, потому что театр им будет казаться странным досугом для извращенцев. У меня есть мечта, чтобы пьесы стали модным чтением для подростков. Чтобы ребята знали, что на Первом канале им правду не расскажут, но они могут почитать шорт-лист драматургического конкурса, прийти на читки или эскизы и увидеть на сцене современных героев, современные конфликты и проблемы, услышать современный язык. Это очень важно. Театр, как мне кажется, должен быть про то, что ты на сцене узнаешь себя и свою жизнь, а не про то, как ты, по выражению драматурга Коляды, смотришь какого-то нафталинового Шекспира в бархатных штанишках».

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!