Денискины рассказы
4
июня вторник
11:00
4 июня 11:00 · вторник
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
В поисках счастья
4
июня вторник
19:00
4 июня 19:00 · вторник
В поисках счастья
12+
Большая сцена по пьесе Славомира Мрожека «Эмигранты»
12+
Сказка о рыбаке и рыбке
6
июня четверг
11:00, 16:00
15
июня суббота
18:00
Учитель танцев
7
июня пятница
18:30
7 июня 18:30 · пятница
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Кот в сапогах
7
июня пятница
14:00
7 июня 14:00 · пятница
Кот в сапогах
6+
Малая сцена Генрих Сапгир, Софья Прокофьева
6+
Братишки
8
июня суббота
18:00
8 июня 18:00 · суббота
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Отель двух миров
8
июня суббота
18:00
8 июня 18:00 · суббота
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Женитьба Бальзаминова
9
июня воскресенье
18:00
9 июня 18:00 · воскресенье
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
9
июня воскресенье
18:00
9 июня 18:00 · воскресенье
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Поллианна
11
июня вторник
18:30
13
июня четверг
11:00
11 июня 18:30 · вторник
13 июня 11:00 · четверг
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Перья и хвосты
11
июня вторник
14:00, 18:30
Любимые песни великой страны
13
июня четверг
19:00
13 июня 19:00 · четверг
Любимые песни великой страны
12+
Большая сцена фестиваль-концерт
12+
Каштанка
13
июня четверг
14:00, 18:30
13 июня 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
Золушка
14
июня пятница
11:00
14 июня 11:00 · пятница
Золушка
6+
Большая сцена Оксана Штанина
6+
Мальчики
14
июня пятница
14:00, 18:30
14 июня 14:00, 18:30 · пятница
Мальчики
12+
Малая сцена Владислав Крапивин
12+
Пряничный домик
15
июня суббота
14:00
16
июня воскресенье
14:00
Горе от ума
16
июня воскресенье
18:00
Премьера
Премьера
16 июня 18:00 · воскресенье
Горе от ума
16+
Малая сцена Александр Грибоедов
16+

Обаятельный драматургический эмбрион

20 Января 2012
Юлия Щеткова, «Новая Сибирь»

В «Глобусе» прошла постановочная читка драматургического этюда о горячих новосибирских мачо.

Полгода назад Новосибирск вдруг увлекся публичными театральными читками, обнаружив живой интерес к современной российской драматургии. Одна за одной по городу прокатились конференции, встречи и арт-лаборатории, по косточкам разобравшие актуальную пьесу конца нулевых, а заодно и стимулировавшие создание местного драматургического сообщества «Драм-Сиб». Результатом работы свежесозданного Товарищества сибирских драматургов стали регулярные постановочные читки, позволившие авторам не только увидеть своего читателя в лицо, но и ублажить собственные режиссерские амбиции. В январе роль драматурга-постановщика досталась молодому актеру театра «Глобус» Александру Липовскому, представившему в репетиционном зале новосибирского молодежного пьесу «Куба» — криминальный трэш о местных амигос, безбашенных, смешных и беспощадных.

В художественной практике Европы театральные читки и work-in-progress эскизы — явление привычное, практикуемое не реже готовых постановок как непременный промежуточный этап между моментом написания пьесы и ее воплощением на сцене. В России формат «ищем-пробуем» хоть и набрал обороты, но все еще пребывает на стадии эксперимента по поиску театра, потому и существует на арт-хаусных правах. В Новосибирске постановочные читки, представляющие собой так называемые «эскизные показы» или «проекты» будущих спектаклей, активно практикуются первый сезон. При этом экспресс-читки актуальной российской драматургии проходят под патронажем новосибирских театров (лаборатория современной драматургии «Кухня» «Первого театра» и лаборатория молодой режиссуры «Глобус». Место действия«), а знакомство с творчеством новосибирских авторов поддерживается товариществом «Драм-Сиб», Домом актера и изредка Сибирским центром современного искусства.

Новая волна сибирской драматургии пока не имеет своего лица, четкой жанровой, тематической или стилистической специфики и, по сути, зиждется на одном-единственном желании авторов быть услышанными, найти своего зрителя-слушателя, а возможно, и интерпретатора. За шесть месяцев существования «Драм-Сиба» свои работы (пьесы, монодрамы, киносценарии, драматургические этюды) успели представить Юлия Голованова, Борис Гринберг, Екатерина Галямова, Андрей Жданов, Екатерина Мохова, Татьяна Трушко. Последний work-in-progress забег достался 23-летнему актеру Александру Липовскому.

Постановочная читка «Кубы» Липовского неожиданно оказалась самым востребованным мероприятием «Драм-Сиба». Репетиционный зал театра «Глобус», где на протяжении полутора часов вершилось действо, был набит до отказа, что, впрочем, объясняется не острым приступом любви к Кубе и новосибирской драме, а мощными фанатскими рядами, окружившими новое поколение глобусовских актеров. Диалог автора со зрителями был принят мгновенно и на ура, а атмосфера настолько совпала с текстом, что все недостатки пьесы и прочтения остались за бортом эскиза.

На самом деле «Куба» вряд ли может претендовать на статус полноценной пьесы. Скорее, это киносценарий, а при внимательном рассмотрении — зачаток сценария, этюд, обаятельный драматургический эмбрион, сочетающий стеб, трэш, знакомые реалии, криминальную романтику и киноувлечения автора. «Куба» — это новосибирская версия черной криминальной комедии в духе «Карты, деньги, два ствола», «Большого куша», «Святых из Бундока» и «Двадцать одно», наш ответ (со всеми вытекающими отсюда последствиями) Гаю Ричи, Джону Карнахану, Трою Даффи, Роберту Лукетичу и иже с ними, создавших беспроигрышную сюжетную модель «колоритные представители криминального дна + беспросветная погоня + бескомпромиссность действий + юмор + жестокость». Прелесть «Кубы» в том, что она очень зеленая, очень кустарная, очень новосибирская и, пользуясь терминологией Александра Липовского, очень дебильная. Сюжет крутится вокруг четырех отмороженных парняг из неблагополучного района, которые грезят о Кубе, а между делом шестерят на местного криминального авторитета. В один прекрасный день, расположившись под сенью великого Гевары по прозвищу Че, пацаны решают кинуть коллег и рвануть на остров, где много женщин, рома и сигар. Кидалово заключается в том, чтобы экспроприировать партию наркотиков, которые распространяются под видом конфет Новосибирской шоколадной фабрики.

И пока мучачосы осуществляют свой план, перед зрителями проходит целая галерея придурковатых бандитов с до безобразия идиотскими кличками. Заканчивается «Куба» тем, что парни таки улетают на Остров свободы, боссы остаются с носом, а товар попадает в руки главного драгдилера города — по совместительству учительницы начальных классов.

Скажете — чушь? Да, без сомнения. Но жутко смешная. История без тормозов, драматургически не законченная и не выстроенная, зато живая. У автора нет писательского навыка, отсутствует умение завершить сюжет и т. п., но есть хороший слух. Он легко переносит в текст диалоги, которые наверняка имеют место быть в реале, легко копирует действующих героев улицы, знает «фишки» своего поколения и демонстрирует попытку в рамках заданного жанра создать свою мифологию современного Новосибирска, которой на данный момент нет. Возможно, о «Кубе» и не стоило бы писать, однако постановочная читка Липовского впервые за время существования «Драм-Сиба» обеспечила атмосферу творящегося здесь и сейчас искусства. Именно этот двусторонний диалог, а не демонстрация драматургических способностей, и есть главная цель экспериментального work-in-progress. Текст может пройти или не пройти проверку на прочность, автор может быть бездарным, талантливым или графоманом — все это в ведомстве времени. Work-in-progress проявляет тенденции и потребности, обеспечивает движение театрального процесса за пределами ангажированной и безопасной репертуарной политики. Как уверял Дизраэли, действия не всегда приносят счастье, но не бывает счастья без действия.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272