Денискины рассказы
28
марта вторник
18:30
28 марта 18:30 · вторник
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
Вишневые мартинсы
28
марта вторник
18:30
Алые паруса
29
марта среда
18:30
30
марта четверг
18:30
29 марта 18:30 · среда
30 марта 18:30 · четверг
Алые паруса
16+
Большая сцена мюзикл о надеждах и мечтах Максим Дунаевский, Андрей Усачев, Михаил Бартенев
16+
Перья и хвосты
29
марта среда
11:00, 14:00
Розенкранц и Гильденстерн мертвы
31
марта пятница
18:30
Братишки
1
апреля суббота
17:00
1 апреля 17:00 · суббота
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Доклад о медузах
1
апреля суббота
17:00
1 апреля 17:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Мальчики
2
апреля воскресенье
17:00
2 апреля 17:00 · воскресенье
Мальчики
12+
Малая сцена Владислав Крапивин
12+
Женитьба Бальзаминова
12
апреля среда
18:30
13
апреля четверг
18:30
Спасите Леньку!
4
мая четверг
18:30
5
мая пятница
14:00, 18:30

«200 тысяч за какое-то дерьмо!»: Женский взгляд на мужскую дружбу в новосибирском «Глобусе»

8 мая 2013

Юлия Катковская, «Тайга.инфо»

Новосибирский «Глобус» представил спектакль Art по пьесе Ясмины Реза. Режиссер Денис Малютин рассказал Тайге.инфо, чем его привлекла легкая французская комедия, почему смешно спорить о современном искусстве и легко ли мужчинам играть самих себя в представлении женщины.

Режиссер Денис Малютин — автор постановок «Мамочки» и «Щелкунчик» в новосибирском театре «Глобус», представил новую работу — спектакль Art по пьесе француженки Ясмины Реза. Следующая премьера состоится 11 мая.

В России над спектаклем работали режиссеры Театра имени Маяковского, Театра под руководством Олега Табакова и БДТ. Комедия удостоилась нескольких театральных наград, среди которых три французских премии Мольера и британская премия Оливье.

Art — очередное размышление «о вечном», но не о будничном вечном и не в будничном ключе. Это история о том, как трое лучших друзей едва не отказались от годами проверенной дружбы, не сойдясь во взглядах на современное искусство. Консерватор Марк резко критикует и осуждает своего друга Сержа, который приобрел «шедевр» авангардного искусства — картину на белом фоне с белыми полосами — за 200 тысяч долларов. Марк не скупится в выборе эпитетов для картины, смело называя произведение «дерьмом».

Списав поначалу все на непонимание и первое ошибочное впечатление, Серж не придает значения гневу друга, позже история приобретает неожиданный поворот: друзья начинают находить за безобидным спором о вкусах глубинные, как им кажется, проблемы, которые всю жизнь мешали их дружбе. Главные роли сыграли Александр Варавин, Павел Харин и Илья Паньков.

После премьеры Тайга.инфо выяснила у Дениса Малютина, кого из героев поддерживает режиссер, легко ли работать с женским произведением, но исключительно в мужском коллективе, и что скрывается за словесными баталиями героев.

Тайга.инфо: Существует много постановок этой пьесы в мире, чем отличается ваша?

 Я видел несколько постановок, моя будет отличаться моим видением, моим ощущением от истории, отражением моего желания что-то рассказать. Я не говорю сейчас о сценографическом решении, но по внутренним линиям мы адаптируемся, конечно, для русского человека, поэтому будет более актуально, наверное, для нашего зрителя.

Тайга.инфо: А что вы хотите рассказать? Вам близка тема непринятия современного искусства?

 Она мне интересна, это для меня скорее исследование, нежели мое душевное открытие, я это пытаюсь исследовать, мне интересно понять причину, уровень конфликта, который строится в этой истории, поэтому исключительно из познавательских, любительских интересов я исхожу. Именно любительский интерес к этой истории меня и сподвиг на постановку.

Тайга.инфо: Что вы видите в героях, кто они?

 Они просто обыкновенные мужики, которые ссорятся на совершенно каком-то банальном уровне. Искусство... Ну как можно судить категорично об искусстве? Искусство — это вообще категория субъективная, здесь нет объективности, поэтому это смешно, что люди в таком уже довольно зрелом возрасте могут спорить о вкусах. На мой взгляд, это очень смешно, именно это я и пытался показать.

Тайга.инфо: На сторону кого из героев вы становитесь как зритель?

 Как зритель я могу на все стороны перейти и оправдать и того, и другого, и третьего. Дело в том, что здесь нет таких сторон, где кто-то плохой, а кто-то хороший, они все хороши, там нет такого явного конфликта, где один злодей, другой — жертва, тут уровень сознания показан: кто-то растет сознательно по своему уровню восприятия мира, а кто-то остановился где-то на определенной ступени и дальше не может пойти и не принимает это абсолютно никак. Для меня близки все стороны героев — и Ивана, и Марка, и Сержа, — поэтому мне сложно оценить и перейти на чью-то сторону.

Тайга.инфо: В спектакле нет женских образов. Это как-то повлияло на вашу работу, легче было понять героев?

 Замечу: в спектакле живут женские образы. Они, может быть, живут текстово, вне сцены, но они есть. Это Паула — женщина, с которой живет Марк, это Катрин, которая выходит замуж за Ивана, Франсуаза... У всех у них есть свои женщины, и эти образы, хоть умозрительно, но существуют. Поэтому я не могу сказать, что мне было легко. Нет, не легко. Самое главное: ведь это женщина написала эту пьесу, а не мужчина, это женский взгляд на мужскую дружбу, на мужские взаимоотношения.

Тайга.инфо: Каких отзывов о спектакле ждете от театралов?

 Жду только положительной реакции. Я воспринимаю эту историю, несмотря на указанный жанр «психологический фарс», все-таки как легкую комедию, это легкий жанр. У нас может быть и не пишутся такие, а вот французская комедия имеет эту легкость, и этим она мне очень интересна. Приходя в зрительный зал, зритель в первую очередь должен отдыхать, не загружаться проблемами, которые могут вскрываться.

Этот спектакль вне того жанра, который предполагается в России — какое-то психологическое переживание, театр переживания, — здесь больше театр представления, и здесь есть и легкость, и ирония. Все-таки я это отношу к категории простой истории — чтобы можно было посмеяться над этим, но и задуматься, потому что ситуация-то человеческая с героями происходит, и все можно переложить на себя, на свои какие-то взаимоотношения со своими друзьями и близкими.

Тайга.инфо: Это ваша третья постановка в «Глобусе», как меняется ощущение себя как режиссера с каждой премьерой?

 Появляется какой-то... я не могу сказать, что какой-то глобальный опыт, но я приобретаю опыт работы с артистами. Потому что, живя до этого времени артистом, мне было сложно понять, какие нужно находить слова режиссеру, чтобы как-то мотивировать и двигать актеров в нужном русле, и сейчас с каждой постановкой мне приходится находить те точные и важные слова для артиста, которые могли бы его действительно вдохновлять и двигать. Ведь это две разные грани — режиссер и актер. Я не всегда справляюсь как режиссер с задачей найти точные и нужные слова, мне проще как артисту (ну и как режиссеру на данном этапе) показать самому, как это сыграть. Но ребята меня понимают, слава богу. Я учусь.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!