Денискины рассказы
26
марта вторник
18:30
27
марта среда
14:00
7
апреля воскресенье
18:00
Чук и Гек
26
марта вторник
14:00, 18:30
4
апреля четверг
14:00, 18:30
26 марта 14:00, 18:30 · вторник
4 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Каштанка
27
марта среда
18:30
27 марта 18:30 · среда
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
Алиса в стране чудес
28
марта четверг
14:00, 18:30
29
марта пятница
11:00
28 марта 14:00, 18:30 · четверг
29 марта 11:00 · пятница
Алиса в стране чудес
6+
Большая сцена мюзикл для вашей семьи Глеб Матвейчук
6+
Спасите Леньку!
28
марта четверг
14:00, 18:30
5
апреля пятница
14:00, 18:30
Шинель
29
марта пятница
14:00, 18:30
29 марта 14:00, 18:30 · пятница
Шинель
12+
Малая сцена Николай Гоголь
12+
Пряничный домик
30
марта суббота
14:00, 18:00
31
марта воскресенье
14:00, 18:00
Перья и хвосты
30
марта суббота
14:00, 18:00
Злыдень-Зловредень в Коробочном царстве
31
марта воскресенье
14:00
Поллианна
2
апреля вторник
18:30
2 апреля 18:30 · вторник
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
2
апреля вторник
18:30
2 апреля 18:30 · вторник
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Отель двух миров
3
апреля среда
18:30
3 апреля 18:30 · среда
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Дни Турбиных
4
апреля четверг
18:30
4 апреля 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Женитьба Бальзаминова
5
апреля пятница
18:30
5 апреля 18:30 · пятница
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Ревизор
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Трое в лодке, не считая собаки
7
апреля воскресенье
18:00
Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00
Почти по Гоголю
Почти по Гоголю
18+
К Международному дню театра • 27 марта 2024 года
18+

Новосибирский «Глобус»: визитная карточка театра

22 Июня 2011
Елена Коновалова, «Krskdaily»

Во вторую половину гастрольной афиши новосибирского театра «Глобус» в Красноярске вошли две премьеры сезона — «Толстая тетрадь» А. Кристоф и «Дни Турбиных» М. Булгакова, а также два многолетних хита театра — «Двойное непостоянство» П. Мариво и «Белая овца» Д. Хармса. Именно такие постановки можно назвать визитной карточкой сегодняшнего «Глобуса», его золотым фондом, они определяют его лицо и художественную планку.

«Двойное непостоянство»

Самое большое сожаление прошедших гастролей, что «Двойное непостоянство» в Красноярске не удалось показать на том достойном уровне, которого заслуживает спектакль. Написано о нем много, «золотомасочная» постановка Дмитрия Чернякова даже вошла в театральные учебники. Мне посчастливилось увидеть «Двойное непостоянство» на родной сцене вскоре после премьеры, и как сейчас помню — произвело оно тогда на меня просто ошеломляющее впечатление. Ничего более точного, логически выстроенного, выверенного чуть ли не до миллиметра я в современном театре на тот момент не видела.

Тем обиднее, что последний показ спектакля (в Красноярске «Глобус» с ним попрощался) оказался не очень удачным. С первых сцен всё пошло наперекосяк со звуком, с задних рядов амфитеатра даже раздались крики, что ничего не слышно. Не стоило также продавать билеты на «Двойное непостоянство» (спектакль малой сцены) на балкон и бельэтаж — часть происходящего оттуда толком было не видно. В общем, кое-что не продумали. И все-таки, главная тема спектакля — манипуляция человеческими чувствами и сознанием в условиях реалити-шоу — прозвучала отчетливо.

Премьера «Двойного непостоянства» состоялась в 2002 году. А проблемы, в нём озвученные, кажется, стали ещё актуальнее. После спектакля услышала недовольную реплику одного студента-актера, что, мол, зачем тащить на сцену чернуху, её и в жизни с избытком. Только позабавилась — красноярский фестиваль современной драматургии «ДНК» явно прошел мимо юноши, иначе не стал бы рассуждать о чернухе применительно к спектаклю Чернякова. Но смех смехом, а факт налицо: молодое поколение поглощает «Дом-2» и прочие «застекольные» шоу и сериалы, не задумываясь о том, какое воздействие весь этот мутный поток на них оказывает. Даже если валится на них всего лишь звуковым и визуальным фоном. Признать же самих себя подопытными кроликами кукловодов из телевизора нет ни смелости, ни желания. И вот это, пожалуй, самое страшное.

Да, вспомнилось еще, что прежний директор Красноярского театра им. Пушкина Игорь Бейлин некогда отказал Дмитрию Чернякову в работе. Сейчас, когда Черняков уже стал фигурой европейского масштаба, остается лишь поражаться такой директорской непрозорливости, если не сказать — ограниченности.

«Толстая тетрадь»

Главный режиссер «Глобуса» Алексей Крикливый скромно привез в родной Красноярск всего один свой спектакль — «Толстую тетрадь» (хотя ему есть ещё что показать, но об этом расскажу как-нибудь отдельно). Подчеркнуто лаконичное оформление, где два доминирующих цвета — бежевый и черный. Столь же лаконичен язык романа Аготы Кристоф, который представляет собой дневник двух братьев-близнецов, оставшихся без родителей во время войны (прочесть его можно в «Журнальном зале»). Они записывают в свой дневник, ту самую толстую тетрадь, только факты, никаких эмоций. Но в этой сухости изложения страшные события, невольными свидетелями которых стали десятилетние мальчики, воспринимаются особенно жутко — дети не должны такое видеть. А если увидели?..

Особенно сильны сцены, где Клаус (Никита Сарычев) и Лукас (Иван Басюра) не только свидетели (например, гибели своей матери), но и участники. Как в эпизоде, где рассказывается о гибели от насильников их подружки, местной юродивой Заячьей губы (сильнейшая роль Анны Михайленко). Что можно сделать для друга после его смерти? Избавить от позора. Братья выполняют свой долг — поджигают дом, и в пламени исчезает и оскверненное тело Заячьей губы, и её мать, ещё живая, но не желающая жить дальше. Кто из взрослых на такое способен?

Начинается спектакль сценой, где братья пытаются помочь отцу сбежать в другую страну, за колючий занавес. Отец подрывается на мине. Но его гибель была не напрасной. В финале станет понятно, почему...

«Белая овца» и «Дни Турбиных»

«Глобус» привез в Красноярск сразу два спектакля Елены Невежиной. В постановках режиссера видны отличительные черты школы ее мастера Петра Фоменко. Это и умение всё превращать в игру (что особенно заметно в «Белой овце»), и уважение к автору, что проявляется, в том числе, и в бережном отражении эпохи — в спектакле по Хармсу передан антураж коммунального быта 30-х годов прошлого века, в «Днях Турбиных» — обстановка и костюмы начала Гражданской войны. И самое ценное в этом — не внешнее соответствие, а способность передать атмосферу и дух былых времен в соотношении с современностью.

Наконец, еще одна фоменковская черта — жизнелюбие. Какие бы трагические события не разворачивались на сцене, надежда на лучшее все равно остаётся. В «Белой овце» любовь торжествует над смертью. «Дни Турбиных» заканчиваются приходом в Киев Красной армии, и капитан Студзинский в ответ на слова Николки, что этот вечер — великий пролог к новой исторической пьесе, мрачно бросает: «Кому — пролог, а кому — эпилог». Время покажет, что прав был именно он. Но на елке ярко горит рождественская звезда, и этот символ как-то подсознательно смягчает самые мрачные предположения — финал постановки не выглядит катастрофой.

«Белая овца» до недавнего времени была культовым спектаклем в репертуаре «Глобуса», у него даже появились свои фанаты, которые ходят на «Белую овцу» из раза в раз. Я смотрела премьеру в 2004 году, потом еще и еще. И на гастролях в Красноярске с удовольствием вновь убедилась, что спектакль за эти годы не рассыпался, несмотря на несколько вводов. Больше того, некоторые вводы даже пошли ему на пользу: я говорю о работе Натальи Тищенко (Саша Мазер), одной из самых тонких и глубоких молодых актрис «Глобуса», с поразительно гибкой психофизикой. Именно с приходом Тищенко в этой роли ребенка появилась настоящая достоверность.

Премьера «Дней Турбиных» состоялась совсем недавно, в марте, и жизнь этого спектакля еще только начинается. Но чем уже сейчас подкупает постановка Невежиной — своей естественностью. Пьесу Булгакова актеры «Глобуса» играют спокойно и легко, их слова и поступки — словно не из театра, а из жизни. При этом события развиваются динамично, без избыточных пауз и длиннот. А публике тем временем ненавязчиво, без малейшего пафоса и морализаторства преподносятся очень важные истины. Главная из которых — о ценности семьи и дома как чуть ли единственного островка спасения в рушащемся мире.

Кстати, тема семьи — вообще доминирующая в гастрольной афише «Глобуса», так или иначе она присутствовала абсолютно во всех привезенных спектаклях. Что, пожалуй, и не удивительно — всё-таки это театр для всей семьи.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272