Поллианна
2
апреля вторник
18:30
14
апреля воскресенье
18:00
2 апреля 18:30 · вторник
14 апреля 18:00 · воскресенье
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
2
апреля вторник
18:30
2 апреля 18:30 · вторник
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Отель двух миров
3
апреля среда
18:30
3 апреля 18:30 · среда
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Дни Турбиных
4
апреля четверг
18:30
4 апреля 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Чук и Гек
4
апреля четверг
14:00, 18:30
4 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Женитьба Бальзаминова
5
апреля пятница
18:30
5 апреля 18:30 · пятница
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
5
апреля пятница
14:00, 18:30
5 апреля 14:00, 18:30 · пятница
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Ревизор
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Денискины рассказы
7
апреля воскресенье
18:00
13
апреля суббота
18:00
Трое в лодке, не считая собаки
7
апреля воскресенье
18:00
Учитель танцев
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Лисистрата
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Лисистрата
18+
Малая сцена Аристофан
18+
Всем кого касается
10
апреля среда
18:30
11
апреля четверг
14:00, 18:30
Игроки
10
апреля среда
18:30
10 апреля 18:30 · среда
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Каштанка
11
апреля четверг
14:00, 18:30
11 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
104 страницы про любовь
12
апреля пятница
18:30
12 апреля 18:30 · пятница
104 страницы про любовь
16+
Большая сцена Эдвард Радзинский
16+
Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00

Во глубине сибирских трупп

6 Июня 2012
Роман Должанский, «КоммерсантЪ»

В Новосибирске прошел межрегиональный театральный фестиваль-конкурс «Ново-Сибирский транзит», собравший лучшие спектакли от Урала до Дальнего Востока. Роман Должанский пытался угадать в афише фестиваля будущих номинантов «Золотой маски».

Большой новосибирский фестиваль, ставший одним из важнейших театральных фестивалей России, на самом деле обязан своим рождением пресловутой властной вертикали. Он замышлялся как театральный фестиваль Сибирского федерального округа. В нулевые «Сибирский транзит» каждый год переезжал из одного областного центра в другой — вроде как подтверждал некую культурную общность региона. Со временем не то амбиции президентского полпредства на культурной ниве поиссякли, не то пришло понимание, что в регионе за год не набрать спектаклей, которые было бы не стыдно предъявить городам и миру, но хорошая затея стала глохнуть. И наверняка совсем сгинула бы, если бы идею «транзита» не подхватил театр «Красный факел» — ежегодный фестиваль превратился в биеннале, расширил свой ареал за счет Урала и Дальнего Востока, обрел постоянную прописку в Новосибирске и новое название «Ново-Сибирский транзит».

Теперь фестиваль «покрывает» чуть ли не две трети территории страны, и большинство городов, которые поставляют в программу «Золотой маски» спектакли, конкурирующие со столичными номинантами, оказываются в зоне ответственности «Ново-Сибирского транзита». Впрочем, некоторые спектакли уже пережили зенит своей славы — открылся фестиваль получившим недавно «масочный» спецприз спектаклем Барнаульской драмы «Мамаша Кураж и ее дети». «Золотую маску» Светланы Замараевой за лучшую федеральную женскую роль (в спектакле «Без вины виноватые» Екатеринбургского ТЮЗа) в Новосибирске подкрепили аналогичным межрегиональным призом. Во внеконкурсной программе главного российского фестиваля в Москве уже были показаны «Язычники» из Прокопьевска и «Ипотека и Вера, мать ее» Красноярского ТЮЗа — режиссер второго, вроде бы весьма скромного спектакля Семен Александровский в Новосибирске неожиданно для многих получил даже приз за лучшую режиссуру.

Важны, однако, не столько пересечения с «Маской», сколько неожиданные открытия — например, «Откровенные полароидные снимки», поставленные Петром Шерешевским в Новокузнецком театре. С одной стороны, занятно, что потребовалось целых десять лет, чтобы пьеса Марка Равенхилла добралась из столицы до шахтерского города. С другой стороны, любопытно, как пьеса, которую трудно сегодня считать шокирующей или слишком откровенной, вдруг, не теряя политической остроты, расцвечивается мелодраматическими нотками — но от этого неожиданно выигрывает, прежде всего благодаря актерам Андрею Ковзелю и Андрею Грачеву, сыгравшим любовь несчастных лондонских маргиналов как искреннюю и настоящую драму.

Если судить по афише «Ново-Сибирского транзита», то становится очевидным, что приход нового поколения режиссеров, о котором в столицах много говорят и спорят, в уральско-сибирской части страны сам собой, бескровным образом, за последние годы уже случился: средний возраст режиссеров фестивальной афиши вряд ли больше 40, а лауреаты и того моложе. Спектакли Геннадия Тростянецкого, Олега Рыбкина, Анджея Бубеня, Григория Дитятковского и Николая Коляды (при том что всех их тоже не отнесешь к аксакалам, это все-таки среднее поколение) главных призов не получили. Две основные награды ушли спектаклям режиссеров из поколения 30-летних: «Август: графство Осейдж» новосибирского театра «Глобус» в постановке Марата Гацалова и «История города Глупова» театра «Красный факел» в постановке Дмитрия Егорова. Что, в свою очередь, свидетельствует еще о двух вещах — о непреложности сегодняшнего статуса Новосибирска как третьей театральной столицы страны и об эффективности «продюсерской модели»: оба главных театра города управляются директорами, приглашающими режиссеров из столиц (Марат Гацалов — москвич, Дмитрий Егоров — петербуржец).

Марат Гацалов прочитал семейную драму американца Трейси Леттса как историю почти что мистическую, к чему автор пьесы действительно дает повод. Зрители в его спектакле рассажены по периметру полутемной игровой площадки — и тяжелая атмосфера тяготеющего над домом проклятия словно сгущается от минуты к минуте этого длинного спектакля. В «Августе» несколько отличных актерских работ (в первую очередь неповторимая Людмила Трошина в роли Вайлет Уэстон), но все частные судьбы словно помещены в некое губительное силовое поле, и кажется, что само пространство разрушает членов этой семьи — или же смертоносным оказывается глазок видеокамеры в руках у служанки Джоанны. Когда ты понимаешь, что изображение на расставленных по дому телемониторах лишь притворяется «прямой трансляцией», а на самом деле является самостоятельным, как бы параллельным, становится не по себе — будто в триллере.

В сущности, «История города Глупова» по Салтыкову-Щедрину тоже может быть сочтена триллером: уж больно страшна судьба щедринского города, в которой, разумеется, прочитывается судьба страны. Дмитрий Егоров пошел путем рискованным — про Глупов и его забавно-страшных градоначальников он рассказывает языком сатирической пантомимы, сделав актеров немыми и передоверив то немногое, что осталось от текста Салтыкова-Щедрина, звучащему откуда-то с небес детскому голосу. Плотность происходящих на сцене событий невероятно велика, а абсурдная круговерть узнаваемых реалий, в которой перемешались иконы и взятки, бессмысленные войны и свальный грех, блестки безвкусного кабаре и удаль площадного скоморошества, заставляет то хохотать, то вздыхать от безысходности. А о своевременности высказывания можно судить по завистливому признанию гостя «Ново-Сибирского транзита», директора одного из петербургских театров: «А вот в Питере еще неизвестно, не сняли ли бы меня за такое... »

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272