ТЮЗ выдает билеты в мир искусства

16 июня 2000
Александра Лаврова, «Новая Сибирь»

Вот и подошли к концу предъюбилейные встречи — «Пять вечеров», проводившиеся в уютной гостиной «Глобуса», на которых вспоминали историю и жизнь театра. Они завершатся сегодня, 16 июня, торжественным вечером «Дом, который строим мы!», посвященным сегодняшнему «Глобусу». На праздник сойдутся и съедутся многие друзья театра из Новосибирска и многих, многих городов России.

Золотой век Кузьмина

На двух последних «семейных» встречах артисты, работники театра, ветераны и молодежь, и, конечно, зрители всех поколений вспоминали ТЮЗ Владимира Кузьмина и ТЮЗ Льва Белова — периоды, связанные с именами режиссеров, возглавлявших театр, определивших его лицо, направление его поисков, способы взаимодействия со зрителями.

Первые вечера были посвящены, можно сказать, музейной истории. Мало осталось очевидцев того, как начинался ТЮЗ в далекие 30-е—40-е. А вот 60-е—80-е — тоже история, но совсем недавняя, живая в личной памяти очень многих новосибирцев. Именно благодаря ТЮЗу 60-х—70-х, благодаря золотому десятилетию Кузьмина и принявшему у него эстафету ТЮЗу Белова поколение нынешних 30-50-летних новосибирцев стало поистине театральным. Эти периоды в жизни ТЮЗа одушевлены личностным присутствием режиссеров — ведь театр стал поистине авторским

О легендарном кузьминском времени — времени небывалого расцвета театра — много написано и сказано. Оттепельная мятежность, яркость, героическая романтичность и публицистичность его спектаклей поражала. Уже в 1970, когда «художественные гайки» были подкручены во многих взрослых театрах, ТЮЗ позволял себе необычайно смелые, откровенные высказывания. В ТЮЗе находили возможность выплеснуть на сцену проблемы современности даже в детских сказках, в классике, в развлекаловке. Режиссер и актеры умели одушевить, преодолеть сценическими средствами слабые пьесы.

ТЮЗ воспитал целое поколение профессиональных, талантливых артистов, которые пополнили «Красный факел», многие театры России, в том числе и столичные. В ТЮЗе играли неподражаемые актеры-кумиры. Как их любили! Анастасия Гаршина, Виктор Орлов, Евгений Лемешонок, Валентина Широнина, Альберт Дорожко, Анатолий Мовчан, Вильгельмина Эйрих, Галина Аверьянова, Эльвира и Вячеслав Гарины, Алевтина Якш, Григорий Шустер, Кира Осипова, Тамара Бисерова... Но ТЮЗ воспитал и поколения преданных театру зрителей, относившихся к нему благоговейно и любовно.

Владимир Кузьмин «вырос» в нашем ТЮЗе — здесь он начинал как актер в 1947 после окончания Ленинградского театрального института. Режиссерский факультет в Ленинграде, ассистентская работа в новосибирском ТЮЗе с такими режиссерами-профессионалами, как Сергей Владычанский, Вера Редлих, Исай Монастырский. Кузьмин возглавляет областной театр драмы, о нем говорят и пишут как о последователе Николая Акимова, как о режиссере, благодаря которому передвижной театр нашел свое лицо. Вера Павловна Редлих приглашает Кузьмина в «Красный факел» для постановки спектакля «Город на заре» — он пользуется большим успехом. И все же Кузьмин возвращается в ТЮЗ очередным режиссером, а затем становится главным. Он прекрасно знает историю, традиции ТЮЗа, творческую программу прошлых десятилетий. «Кризиса героико-романтического направления в ТЮЗе быть просто не может! — провозглашает Кузьмин. — Но любое явление обращается в свою противоположность, если оно не развивается качественно, в соответствии с духом времени. Героика — не прямой синоним слова «идеал». И «романтика» — не эквивалент «поэзии». Режиссер утверждает романтику как метод и дух театра. Он горяч и воодушевлен. О его спектаклях спорят зрители и критики. Артисты называют его «любимым диктатором».

Мне в детстве довелось еще видеть спектакли Кузьмина, и не только детские. Помню, как мама уговаривала билетерш, чтобы пропускали меня на вечерние спектакли. Дай Бог здоровья тем билетершам! В памяти остался, например, неподражаемый «Дон Хиль Зеленые штаны» с Гариной, Петуховым, Бирюковым — как их принимали, как аплодировали! Но своим, полноправно допущенным в театр на взрослые (юношеские) спектакли, которых в новосибирском ТЮЗе всегда традиционно было много, мое поколение стало позже, при Белове. Впрочем, какие-то кузьминские спектакли-долгожители шли и при нем.

Бескомпромиссное добро Белова

У каждого юного зрителя был свой спектакль, с которого для него ТЮЗ стал своим театром. Для меня и моих одноклассников это был незабвенный «Гаврош из Замоскворечья» в постановке Николая Задорожного и Льва Белова с Игорем Осининым в главной роли. Этот романтический спектакль вызывал трепетные, личные чувства — впервые мы услышали «Сентиментальный вальс» Окуджавы. Игорь Осинин, а позже Сергей Василешников стали нашими кумирами. Многие годы висела у меня в комнате афиша спектакля, уворованная с театральной тумбы в раннее-раннее летнее утро, когда прохожих на улице не было ни души: на розовом фоне — круглая «негритянская» голова Гавроша-Осинина.

Нас влекло в ТЮЗ — и театр гостеприимно принял нас не только в зрительские ряды, но и в ряды «зрительского актива», который возглавляла наша любимица, умница Галина Ивановна Беляева, заведующая педагогической частью. ТЮЗ стал нашим домом — мы знали, что нас встретят здесь с радостью и любовью. Обсуждение спектаклей, встречи с артистами и режиссерами, КВНы, капустники. Воодушевленные заданными темами, мы прочли всего Шекспира, всего Островского, всю Лесю Украинку. Нам помогала готовить отрывки и читать стихи прекрасная актриса, режиссер и педагог Кира Павловна Осипова. Многие из нас связали с театром свою жизнь: Галя Журавлева и Люба Герасимова стали театроведами, Александр Алексеевский и Ольга Куксинская — режиссерами, Оля Рябова — актрисой, Светлана Дроздович, Вера Рогова, Наталья Кирста — журналистами, пишущими о театре... И все — театралами на всю жизнь, приведшими в ТЮЗ своих детей. А начиналось с теплых встреч в полутемном репетиционном зале, с первых рецензий на любимые спектакли, которые нам помогала писать Валерия Николаевна Лендова, тогдашний завлит ТЮЗа. Это было счастливое время театра и нас — его зрителей.

С ТЮЗом для многих из нас были связаны первые осознанные эстетические впечатления. В памяти многие спектакли остались навсегда: «Радуга зимой», «Берегись, двойка», «А зори здесь тихие...», «Снежная королева», «Материнское поле», «Свои люди — сочтемся»... Мы их знали наизусть. Принято считать, что Белов был сторонником «добра с кулаками», что его романтика была сродни убежденному самопожертвованию. Но этот тезис был сформулирован позже — во времена «Жаворонка» Ануя. Для меня же ТЮЗ Белова и работавших в период его главрежства режиссеров остался фантазийно-поэтическим, эпически-философским.

Новые звезды зажигались на тюзовской сцене — Ирина Нахаева, Тамара Седельникова, Лидия Сумникова, Людмила Трошина... Появились спектакли, которые любили уже наши младшие братья и сестры: «Чудо в 10 «А», «Мой милый Эп», «Жаворонок», «Ревизор», «Старший сын». Разные этапы жизни театра прошли у нас на глазах, с разными проблемами театра, связанными напрямую с пресловутой жизнью общества, мы столкнулись и задумались о них еще будучи детьми: на «Радуге зимой», спектакле поэтическом, фантазийном, по сути юношеском, неподготовленные пяти-, шестиклассники шумели, доводя нас до слез; на «Материнском поле», спектакле мощном по мысли и исполнению, бывал полупустой зал; а на «Чудо» зрители валом валили — как в кузьминские времена спрашивали лишние билетики...

«Кораблик» стал «Глобусом»

Потом ТЮЗ переехал в новое здание-кораблик, начал обживать казавшуюся огромной сцену с великолепными возможностями, экспериментировать в самых разных жанрах. На «Кота Леопольда» с уморительными мышками — Петровым и Маклаковым — мы привели своих детей. На «Всю надежду» в постановке Вадима Цхакая шли сами — для нас этот спектакль по пьесе Михаила Рощина перекликался с рощинской же «Радугой зимой», поставленной во времена нашего детства Николаем Задорожным.

ТЮЗ превратился в «Глобус». «Глобус» стал театром молодежным, но не забывал о самых маленьких. Композитор Григорий Гоберник, много лет работавший в ТЮЗе, стал художественным руководителем. Вместе с директором Марией Ревякиной и командой единомышленников, они придумали (новое как все старое) модель театра — показать на одной сцене все возможные театральные стили и направления. В «Глобус» зачастили именитые столичные режиссеры. Зафонтанировала студия пластики Георгия Ерасека — дети-профессионалы вышли на сцену. В театре ставилось много изобретательных, красивых мюзиклов. Были и свои детские шедевры, ставшие легендами, — ворвался в детство наших детей Игорь Аитов — трогательный Бармалей из веселой скоморошины «Айболит и Бармалей»...

Сегодняшний «Глобус», руководимый Марией Евсеевной, — признанный в стране детско-юношеский центр, на площадке которого проводится множество культурно-просветительских и благотворительных мероприятий, ежегодные фестивали детского творчества. В стенах театра проходят выставки, конференции. «Глобус» — лауреат всяческих конкурсов, в том числе престижного конкурса «Окно в Россию», участник театральных фестивалей, инициатор впечатляющих проектов... С артистами «Глобуса» работают режиссеры Валерий Фокин, Борис Морозов, Вениамин Фильштинский, Григорий Дитятковский, Клим и многие другие. А какие высококлассные сценографы, художники по свету, композиторы, звукооператоры оснащают спектакли последних лет! Театральная афиша включает 26 названий. Внебюджетный курс РАТИ, созданный на базе «Глобуса», пополнил своими выпускниками «Глобус» и многие театры России.

Подарки «Глобусу» уже начали делать — в предъюбилейном сезоне ему присвоено звание академического театра. А на днях, в День независимости, в Георгиевском зале Кремля президент России вручал Государственные премии в области литературы и искусства. И среди лауреатов, вместе с писателем Владимиром Маканиным, режиссером Григорием Козловым, кинорежиссером. Никитой Михалковым, поэтом Борисом Заходером и многими достойнейшими — глобусовцы. Директор академического молодежного театра «Глобус», заслуженный работник культуры России Мария Ревякина и директор Рождественского фестиваля, автор театральной его программы Лидия Пугачева стали лауреатами Госпремии за проведение Рождественских фестивалей искусств. Главный балетмейстер театра, руководитель студии пластики, заслуженный деятель искусств России Георгий Ерасек — за просветительскую деятельность в области искусства.

«Глобусу» Новосибирск благодарен за Рождественский фестиваль — беспрецедентную акцию международного уровня. Благодаря ему новосибирцы, «не выходя из дому», могли увидеть спектакли Някрошюса и Туминаса, Фокина и Доннеллана, познакомиться с интереснейшими театрами, музыкальными коллективами, исполнителями. Рождественский фестиваль поднял культурный престиж города....

А какая типография работает в «Глобусе»! Его программки и буклеты — произведения искусства. Журнал для детей «Чудо по билетику» помогает маленьким зрителям узнать многие тайны театральной кухни. Изданы книга Лоллия Баландина, посвященная Зое Булгаковой, мемуары Виктора Орлова, многие годы проработавшего в ТЮЗе. Это не только клад для историков театра, но и интересное, полезное чтение для театралов.

Сегодня на глобусовском празднике не будет нескольких актеров — они путешествуют по Болгарии и Македонии, играют в спектакле «Воздушный город» по комедии Аристофана «Птицы», поставленном Валерием Фокиным в рамках международного проекта «Сибирь — Черное море». В рамках международного театрального фестиваля «Варниско лято 2000» 7 и 8 июня успешно прошла премьера. (В афише фестиваля — спектакли театров Великобритании, Германии, Ирландии, Болгарии, Македонии, Румынии, Японии, России.) В спектакле играют пять болгарских артистов и пять глобусовцев. Новосибирцы увидят сибирский зимний вариант постановки в октябре.

Конечно, у театра есть проблемы. Но в день рождения о них говорить не хочется. Хочется, чтобы праздник был безоблачным. С днем рождения, любимый ТЮЗ! С днем рождения, блистательный «Глобус»!

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!