Зрители выйдут на «Бульвар преступлений»

11 декабря 2002
Ирина Ульянина, «Коммерсантъ»

Сегодня в Новосибирском ака­демическом молодежном теат­ре «Глобус» состоится премье­ра спектакля с интригующим названием «Бульвар преступ­лений» по пьесе Эрика-Эмманюэля Шмитта. Постановщик, заслуженный артист России, главный режиссер театра Алек­сандр Галибин определил его жанр как мелодраму, а зрите­лей сделал соучастниками дей­ствия, разместив их непосред­ственно на Большой сцене.

Эрик-Эмманюэль Шмитт — немец по происхождению, француз по месту жительства — сегодня по праву считается од­ним из самых востребованных из ныне здравствующих драматур­гов Европы. Музыкальное образо­вание, полученное в Лионской кон­серватории, он дополнил литера­турным, а диссертацию защи­тил по философской теме «Дидро и метафизика». В России наиболь­шую известность приобрела его пьеса «Загадочные вариации», имеющая ряд нашумевших по­становок в столичных театрах, а новосибирской публике его творчество знакомо по «Послед­ней любви Дон Жуана» — драме из репертуара «Красного факела».

Пьеса «Фредерик, или Буль­вар преступлений» об актере, легенде французского театра Фредерике Леметре. Но госпо­дин Галибин утверждает, что «спектакль — не о конкретном актере, это романтическая, сен­тиментальная, мелодраматиче­ская история о театре вообще». Режиссер не только убрал из за­главия имя, но сместил акцен­ты: Леметр у него — обобщен­ный образ актера, судьбу кото­рого мог бы повторить любой талантливый артист, в том чис­ле и русский. Также и ситуа­ции, описанные в пьесе, могли бы произойти где угодно, в том числе и в России.

«Бульваром преступлений» один из персонажей Шмитта называет театр, а в целом действующие лица оказываются во­влеченными во все распространенные сюжеты XIX века. Сло­во «преступления» Александр Галибин намеренно берет в ка­вычки, не осуждая, а, скорее, романтизируя театральную среду, приоткрывая завесу тай­ны над ней. Известный сцено­граф из Санкт-Петербурга, лау­реат Госпремии РФ Александр Орлов делает процесс обнаже­ния тайны буквальным, при­глашая зрителей в святую свя­тых театра — на подмостки, от­крытые от колосников до кир­пичной кладки, которую обы­чно скрывает задник. Более то­го, он позволит немногочис­ленной публике, а на сцене поместится лишь около 200 кре­сел, испытать головокружение от вращения сценических ме­ханизмов, почувствовать, как слепят софиты, а вымышлен­ные страсти раскаляют душу со­всем как реальные. Недаром для большинства актеров их ро­ли стали исповедальными.

Премьерный «Бульвар пре­ступлений» составит своеоб­разную дилогию с предыдущей постановкой Галибина — «Же­нитьбой Фигаро», удостоенной премии конкурса «Парадиз» Новосибирского отделения Со­юза театральных деятелей РФ. Но если комедия Бомарше яв­ляет праздник театра, то но­вый спектакль — это повество­вание об его внутренней жиз­ни, гимн людям, которые без­заветно служат искусству. Над воплощением режиссерского замысла работала творческая команда, приглашенная из Санкт-Петербурга, — художник по свету Глеб Фильштинский, художник по кocтюмaм Ирина Чередникова, хореограф Сергей Грицай, музыкальный руководитель, заслуженный деятель искусств России Иван Благодер.

Художественная репутация Александра Галибина, сложив­шаяся за неполных три сезона руководства «Глобусом», на­столько высока и непререкаема, что публика ожидает пре­мьеру с нескрываемым ажио­тажем — попасть на «Бульвар преступлений» считается большой удачен. И, как водится, о новом спектакле в Новосибирске начали говорить задолго до премьеры.