Поллианна
2
апреля вторник
18:30
14
апреля воскресенье
18:00
2 апреля 18:30 · вторник
14 апреля 18:00 · воскресенье
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
2
апреля вторник
18:30
2 апреля 18:30 · вторник
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Отель двух миров
3
апреля среда
18:30
3 апреля 18:30 · среда
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Дни Турбиных
4
апреля четверг
18:30
4 апреля 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Чук и Гек
4
апреля четверг
14:00, 18:30
4 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Женитьба Бальзаминова
5
апреля пятница
18:30
5 апреля 18:30 · пятница
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
5
апреля пятница
14:00, 18:30
5 апреля 14:00, 18:30 · пятница
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Ревизор
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Денискины рассказы
7
апреля воскресенье
18:00
13
апреля суббота
18:00
Трое в лодке, не считая собаки
7
апреля воскресенье
18:00
Учитель танцев
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Лисистрата
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Лисистрата
18+
Малая сцена Аристофан
18+
Всем кого касается
10
апреля среда
18:30
11
апреля четверг
14:00, 18:30
Игроки
10
апреля среда
18:30
10 апреля 18:30 · среда
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Каштанка
11
апреля четверг
14:00, 18:30
11 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
104 страницы про любовь
12
апреля пятница
18:30
12 апреля 18:30 · пятница
104 страницы про любовь
16+
Большая сцена Эдвард Радзинский
16+
Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00

Былое, друзья и думы

10 Марта 2000
Яна Колесинская, «Честное слово»

В рамках юбилейного проекта «Пять вечеров» в театре «Глобус» перелистнули еще одну страничку истории становления Новосибирского ТЮЗа — «Духовная близость. Духовная радость. ТЮЗ 60-х—70-х».

Три театра отмечают в этом сезоне юбилейную дату, но только «Глобус», не удовлетворяясь обязательным официозом, осуществляет развернутую театральную программу, призванную воссоздать историю театра, соединить ее с современностью. Режиссера Владимира Кузьмина, руководившего ТЮЗом с 1959 по 1971 годы, очень хорошо помнят сегодня новосибирские актеры. Встреча в гостевой «Глобуса» стала оживленным, искренним, эмоциональным общением ветеранов, для которых совпали юность, интенсивное творческое развитие и встреча с неординарным художником. В плотном, энергичном сценарии вечера не оставалось ни малейшей цензуры, сгущенная атмосфера гостевой не позволяла расконцентрировать мысль и чувство. Все желающие не успели выступить, общение продолжалось после. И тогда старейший театральный критик Новосибирска Марина Рубина заметила, что история театра не пишется одной светлой краской. Судьба художника всегда противоречива и чаще горька, чем безмятежна. О таких вещах, наверное, не говорится в большой аудитории, они слишком интимны, слишком сокровенны для публичного осуждения. Но то, что происходило непосредственно в гостевой, очень соответствовало романтическому духу тех лет. Владлен Бирюков, Григорий Шустер, Валентина Широнина, Валерий Чумичев работают теперь в «Красном факеле», знаменитая травести Зоя Булгакова, несмотря на 85-летний возраст, ведет бурную общественную деятельность и успевает совмещать ее с участием в спектаклях театра «Куклы смеются», Анастасия Гаршина по сей день украшает сцену «Глобуса», и все они знают высокую цену «золотого кузьминского периода».

Актеры восстановили отрывки из давнишних спектаклей, которых давно уже нет в репертуаре. Зоя Булгакова выскочила в кепке и с длиннющей палкой в роли Зайки-зазнайки, окончательно запугавшего заносчивую Лису — Анастасию Гаршину. Григорий Шустер вспомнил, какой потешной он был Бабой Ягой — любимицей детворы. «Изверг был Кузьмин, куда он меня только не швырял, — грозно начал Владлен Бирюков, которому очень хорошо удается быть сердитым. — То мне, сопливому, даст роль 70-летнего Аристарха в „Горячем сердце“, то толкнет на срочный ввод в Дзержинского. — И, смягчившись, Владлен Егорович обмолвился о менее героических ролях в детских спектаклях, о чем сложил шутку: — За те пять лет моей работы сыграл я массу овощей. Коль захотел бы, без заботы сварил бы чан хороших щей!»

О да, вариться было чему и в чем, тем более в репертуаре ТЮЗа значился спектакль «Приключения Чипполино». Почтившие своим присутствием гостевую Земляничка, Редиска, Виноградинка как очевидцы подтвердили, что в прессе писали тогда: «В сказке итальянского коммуниста режиссер увидел социальную тему — борьба народов за свободу». Но увидел Кузьмин и то, что гораздо интереснее, необходимее детям — ситуацию, где сталкиваются категории «справедливо-несправедливо», где проверку на прочность проходят дружба, верность, благородство. Хотя оценивались его спектакли неоднозначно. Авторам сценария удалось воссоздать полемичную атмосферу тех лет, Александр Смышляев и Ольга Стебунова сыграли роли ДВУХ оппонентов, скептика и поклонника; первый мыслил идеологическими штампами, а вторая ценила превыше всего светлые чувства, рождаемые спектаклями.

 Каким задачам по воспитанию подрастающего поколения отвечали эти спектакли? Да никаким! А ведь театр должен прежде всего воспитывать!

 А развлекать? А веселить? Повышать настроение? Если вас лишили чувства юмора, значит, было за что!

 Кузьмин перепутал театр с цирком!

 Зато на этом материале оттачивалось актерское мастерство!

 Для капустника годится...

 Стилевое единство...

Сегодня не так горяч тот давний спор — большое видится на расстоянии. Есть и литературные свидетельства этого «большого». Типография «Глобуса» издала театральные мемуары выпускника Ленинградского театрального института, артиста, режиссера, педагога Виктора Орлова «Друзья и годы». Тираж был вручен вдове автора, народной артистке России Анастасии Гаршиной, и она подарила книгу каждому желающему. Но здесь были и те, кто давно прочитал мемуары. В свое время Виктор Орлов принес рукопись своему другу, главному редактору «Сибирских огней» Анатолию Никулькову. Благодаря ему в №№ 3, 4, 5 журнала за 1986 год появились «Друзья и годы».

«Если бы мне дано было право заново выбирать жизнь, я бы выбрал театр», — эти слова Орлова вынесены в эпиграф, помещены под портретом артиста, чей пристальный и немного грустный взгляд устремлен куда-то поверх наших голов, может быть, туда, откуда мы сегодня пытаемся понять театр прошлого.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272