Бронзовый успех «Глобуса»

3 марта 2000
Татьяна Гамалей, «Ведомости»

Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» начинает акцию, посвященную семидесятилетию театра, ставшего заметным явлением современной театральной жизни России.

«Глобус» сегодня

Новосибирцы уже привыкли и воспринимают как должное постоянные победы театра в различных конкурсах и на фестивалях, как минимум, в масштабах страны. Очередную победу «Глобус» одержал недавно на фестивале «Окно в Россию», организованном газетой «Культура», обойдя многие театры страны и получив признание в номинации «Театр года». На конкурсе оценивалось все: репертуарные спектакли, уровень занятости молодых артистов, работа со зрителями и многое-многое другое. Среди членов комиссии — главный редактор газеты «Культура» Юрий Белявский, известный режиссер Борис Морозов, театровед Святослав Бэлза. В результате «Глобус» получил пятикилограммовый бронзовый знак фестиваля и денежную премию в размере десяти тысяч долларов, которая тут же пошла на очередной новый спектакль. Надо сказать, удовольствие это недешевое: в зависимости от количества актеров и художественного решения, стоимость постановки составляет сегодня от ста до трехсот тысяч рублей.

У «Глобуса» масштабные планы на ближайшее будущее: премьера спектаклей «Дон Кихот», «Золотой ключик» и комедии древнегреческого поэта-комедиографа Аристофана «Птицы» в постановке Валерия Фокина, что интересно уже самим этим фактом. Премьера «Птиц», в которой кроме новосибирских актеров будут заняты болгарские артисты из драматического театра в Варне, предполагается в июне. В сложном по пластике спектакле, который останется в репертуаре «Глобуса», будут звучать несколько языков: русский, болгарский, английский и... птичий. А идея его постановки возникла на недавнем Международном Рождественском фестивале в Новосибирске, на который приезжал директор театра в Варне.

«Пять вечеров», но не по Михалкову

Юбилейная акция включает в себя пять вечеров, которые будут проходить в гостиной театра, и более рассчитана не на широкую публику, а на «близкий» круг зрителей: друзей, актеров, коллег. Каждый вечер — веха в истории, отрезок времени, в котором жил и становился первый детский театр Сибири: лица, имена, эпизоды — все, что волнует теперь по-особенному. (Кстати, ТЮЗ был вторым после «Красного факела» театром, открывшимся в Новосибирске по решению краевого слета пионеров в 1929 году). Первый вечер, прошедший 2 марта, был посвящен тридцатым-сороковым годам. Последний, пятый, планируется провести в июне.

Экспресс-интервью о невидимой стороне жизни

Что стоит за удачами театра? Может быть, твердая рука, как нередко характеризуют стиль управления его директора Марии Ревякиной? Кто лучше, чем она сама, ответит на эти вопросы?

 Мария Евсеевна, кроме творческих успехов ваш театр славится исключительной дисциплиной и умением организовывать мероприятия любого масштаба на самом высоком уровне. У вас есть особые принципы работы с коллективом?

 Театр, как творческий организм, склонен к саморазрушению: ведь творчество — это нечто эфемерное... Поэтому необходим четкий организационный стержень, обученный персонал, хорошо знающий свои функции. Все службы должны правильно взаимодействовать между собой: постановочная часть, снабжение, реклама, организация зрителей. Сбой в работе может произойти, даже если в гараже вдруг не окажется бензина. Или, к примеру, не хватает средств на декорации или костюмы — значит, служба снабжения должна быстро просчитать альтернативный вариант. В театре, как и на любом предприятии, нужен отлаженный механизм работы.

 Что помогает театру постоянно побеждать в конкурсах, достигать успехов даже в международном масштабе?

 Это целый ряд компонентов: уровень режиссуры, качество спектаклей, поиск новых направлений. Вообще, на успех влияет многое, даже качество обслуживания и внимание к зрителю.

 У вас бывают ситуации, когда принадлежность к женскому полу облегчает решение деловых вопросов?

 Наверное, да... Многие контакты возникают на личностном уровне — и в чем-то мне бывает проще, а иногда, наоборот, думаю: вот была бы мужчиной...

 Кто для вас авторитетные российские режиссеры?

 Валерий Фокин, Клим, Григорий Козлов, Борис Морозов, Петр Фоменко, Роберт Стуруа, Вениамин Фильштинский...

 Как в вашем театре празднуется 8 Марта?

 Обычно мы приглашаем актрис — тех, кто когда-то работал в театре, проводим конкурсы, дарим подарки, конечно, поздравляем женщин из всех цехов.

 Наша газета в свою очередь поздравляет вас с этим праздником! Удачи вам и хорошего настроения!