Ирина Ульянина, «Новая Сибирь»
Эту актрису сравнивают с
молодой Натальей Гундаревой по
обаянию, природной органике, «народности», открытости. У
нее пока нет званий, но
есть неистребимая жажда творчества
Театр благоволит к молодым. Молодые актеры ныне — самые востребованные, особенно в академическом молодежном театре «Глобус», изрядная часть репертуара которого адресована поколению next. Легко назвать десяток имен недавних выпускников театрального института, пополнивших труппу «Глобуса» и стремительно обретших уверенность в профессии, популярность у зрителей. Мои симпатии, не стану скрывать, принадлежат 26-летней Нине Квасовой — девушке с характером, актрисе самобытной и универсальной, способной на подвиги, но не готовой к неудачам. Ее невозможно не заметить. Она всего за шесть лет службы в ГАМТ «Глобус» сыграла уже в 30 спектаклях. В текущем, завершающемся на этой неделе сезоне была занята в четырех из восьми премьер. Дело, разумеется, не в количестве. Прелесть в том, КАК она играет — с каким точным пониманием своих персонажей, драматургических и режиссерских задач, с каким личным умением, вкусом, азартом и бесстрашием. Она родилась актрисой, прирожденная актриса. Отсюда и вопрос:
— Нина, в какие игры ты играла в детстве?
— Я — Лев по гороскопу, огненный знак. А по году рождения — Бык. Вовсе не тихоня, быки идут напролом. К тому же я — настоящая папина дочка, а папа воспитывал во мне самостоятельность и умение постоять за себя. Помню, маленькая пришла к нему жаловаться на толкнувшего меня соседского мальчишку, показала ссадину. А папа сказал: «Разбирайся сама, когда обижают, учись защищаться, давать отпор». Я и научилась. Самостоятельность проявилась еще и в том, что сама себя записала в 12 кружков и спортивных секций, чем только ни занималась — танцами, рисованием, моделированием, фигурным катанием, легкой атлетикой и т. д. Другое дело, многие кружки вскоре забросила, потому что разонравились, зато утолила любознательность, нашла применение своей кипучей энергии.
— Очень правильно поступил твой отец, научив самой стоять за себя. Гипертрофированная опека ослабляет личность.
— Не подумайте, что мне родители уделяли мало внимания. Они всегда много работали, чтобы обеспечить нам с сестрой счастливое детство. Естественно, нам покупали вдоволь книжек и игрушек. Сейчас все мои куклы и мишки сидят дома — в городке Тайга Кемеровской области — почти нетронутыми, как новенькие. А вот моя младшая сестренка Авелина, наоборот, истрепала свои игрушки в хлам. Между нами 10 лет разницы в возрасте, и у нас диаметрально разные характеры, но Авелина, сейчас заканчивающая школу, тоже собирается поступать в Новосибирский театральный институт. Я — непоседа, сидеть в одиночестве с книжкой или в одиночестве наслаждаться природой, погодой — не мое. Вообще не выношу одиночества. Мне надо, чтобы рядом были друзья, мне как воздух необходимо общение, движение. Интерактивные впечатления. Чтобы все вокруг кипело. А сестра обожает литературу, поэзию, музыку, она постоянно выступала и побеждала на конкурсах чтецов — городских, областных, даже всероссийских. И с тем же успехом выступала как вокалистка.
— Она, надо полагать, мамина дочка?
— Да, Авелина более мягкая и спокойная, в маму. Кстати, наша мама выглядит ненамного старше нас — она стройная, модная, жизнерадостная, легкая на подъем, любит петь, любит театр.
— Но не имеет отношения к театру?
— Профессионального отношения не имеет, зато мама мой самый благодарный зритель. Впрочем, как и папа.
— Судя по всему, тебе повезло с семьей. Даже не спрашиваю, как отнеслись родители к твоему решению стать артисткой. Понятно, что с пониманием, но наверняка ведь волновались, отпуская17-летнюю дочку в чужой город.
— Мне в Новосибирске было у кого остановиться, мой дядя — директор кукольного театра.
— Как? Николай Афанасьевич Бирюля — твой дядя?
— Он не совсем дядя, он родной брат моей бабушки, но я зову его дядей Колей. Так вот дядя Коля, узнав о моих намерениях, отреагировал одной фразой: «Ну что же, попробуй». Он мысли не допускал о протекции и в то же время не отговаривал. И я отправилась на творческий тур без всякой робости, в ярком платье и ярко накрашенная, с красной помадой на губах. Такая была наивная, считала, чем ярче внешность и громче голос, тем лучше... Просто счастье, что педагоги, мастера курса Тамара Исмаиловна Кочержинская и Александр Сергеевич Кузнецов, меня заметили, правда, приняли на первый курс кандидатом в студенты. Это уже после того, как я старалась изо всех сил прилежно учиться и успешно сдала первую сессию, стала полноценной студенткой со стипендией.
— Нина, а ты собираешься своей сестре как-либо помогать? Будешь ее готовить к творческим турам?
— Я думаю, этого не требуется, Авелина достаточно подготовленная и уж точно не повторит моих ошибок с перебором макияжа. На самом деле, в приемной комиссии заседают такие специалисты, которые абитуриентов видят насквозь со всеми достоинствами и недостатками. В театре более всего ценится индивидуальность, потому я и советую сестренке показать свою индивидуальность.
— Хорошо, Нина, а как ты расцениваешь свою индивидуальность?
— Расцениваю адекватно. Мне не дано играть главных героинь, быть Анной Карениной, Ниной Заречной и так далее, но я не стану плакать из-за этого. Я по ролям зачастую подруга главных героинь, как в «Грозе» подруга Катерины, в некотором смысле антипод героини.
— Пожалуйста, не убеждай меня в том, что ты невероятно сильная. Ты в своих ролях даешь и полную палитру женских слабостей, комплексов, сомнений, которые абсолютно нормальны, свойственны каждому человеку, если он не дебил. Психологическая правда эмоциональных реакций ведь не с потолка берется, не из ниоткуда. Ты извлекаешь ее из себя, из своего опыта переживаний. Я впервые заметила тебя, отметила твою незаурядную внутреннюю подвижность в спектакле «Саня, Ваня, с ними Римас» по пьесе Владимира Гуркина в постановке Марины Брусникиной. Ты играла деревенскую девочку-подростка так наполнено — с внезапно вспыхивающим трогательным румянцем, застенчивостью и взрослой смекалистостью, хлопотливостью хозяюшки, будто выросла в деревне. Удивительно, редкостно точная актерская работа, а ведь это была дебютная роль, да?
— Спасибо за добрые слова. Женьку из «Сани, Вани» я сыграла в свой первый сезон в «Глобусе», но дебютной была роль в сказке «Солдат и змея», которую ставил Сергей Каргин. Расскажу забавный случай про репетиции с Мариной Брусникиной. Играть предстояло девочку, а моя особенность — наличие немаленькой груди, не входившей в детский размер одежды. Режиссер нашла выход из ситуации, мне стягивали грудь эластичным бинтом под костюмным платьем, чтобы нивелировать половые признаки. И вдруг на сдаче спектакля я глубоко вдохнула, и бинт распустился, а платье чуть не лопнуло. Брусникина со смехом заключила: «Акт невероятно стремительного полового созревания». Все смеялись, я тоже, но вскоре стало не до смеха, потому что впоследствии меня перед спектаклями бинтовали как можно туже, и приходилось контролировать дыхание. Впрочем, все это ерунда, мелочи по сравнению с тем, что я получаю от этой работы. Роль Жени служит своеобразной лакмусовой бумажкой, определяющей, в какой я творческой форме. Репертуар в нашем театре обширный, названий так много, что некоторые спектакли по месяцу, а то и по два месяца не показываются, и приходится заново вспоминать текст, рисунок роли, долго настраиваться. Если я после перерыва Женю начинаю играть натужно, с напрягом — значит, что-то не то со мной. Говорю себе: «Ниночек, это тебе звоночек!» Сам спектакль режиссером так застроен, чтобы действие лилось свободно, естественно, как само течение жизни.
— Я бы из твоих ролей, Нина, выделила еще и Машу из «Возвращения» Андрея Платонова, тоже юную героиню. Ты играешь не только персонаж, но и отношение к персонажу, отношение к тому времени. Находишь в самой себе созвучность автору.
— Платонов — величайший писатель. У него все построено на полутонах, на оттенках, на подробностях. Его произведения стоят особняком, как отдельная планета, отдельная система. Мне, как и остальным участникам спектакля, помог войти в нее режиссер Олег Юмов — мы двигались по направлению к постижению месиджа Андрея Платонова медленно, постепенно, разбирали текст бережно, по крупицам, благодаря чему и возникло личное отношение, сопричастность персонажам. Мне действительно жалко мою Машу, которой освоиться в мирной жизни труднее, чем на войне. И я очень благодарна зрителям, которым достает ума и сердечности так чутко реагировать на пронзительное платоновское послание.
— Таких зрителей много — тысячи, десятки тысяч, учитывая счастливую судьбу спектакля «Возвращение», участвовавшего в фестивале «Золотая маска», а далее показанного на Платоновском фестивале в Воронеже в прошлом сезоне.
— Скоро, в конце июня, мы сыграем «Возвращение» на гастролях в Сочи.
— В Сочи?.. Неожиданный поворот. Не представляю, как прозвучит эта глубоко драматичная история на фоне курортной неги. Хотя все настоящее, безусловно, находит отклик всюду и всегда. Нина, а ты ждешь завершения сезона? Этот сезон был трудным для тебя? Устала?
— Я никогда, ни разу не ждала закрытия сезона. Я занимаюсь любимым делом, тем, о чем с детства мечтала, потому от работы никогда не устаю. У меня радость не оттого, что работа заканчивается, а оттого, что лето наступает, наконец, будет тепло и солнечно, и можно насладиться всеми прелестями лучшего времени года. Наверное, любой сибиряк ждет лета.
Вообще, у меня нет такой привычки — стонать «ой, как трудно!» Для меня много работы — это счастье. Я не разделяю свою жизнь на труд и отдых от труда. Хотя, признаться, актерский труд — адский, бесконечный. Представьте, приходишь в театр к 10.00 утра на репетицию или на занятие танцами, вокалом, вечером играешь спектакль и уходишь из театра в 22.00. А то и позже. И так каждый день. Я научилась отдыхать, вернее, восстанавливать силы для работы быстро, могу за сутки спать всего два-три часа и чувствовать себя бодрой, если работать интересно. Мое состояние зависит от цели «для чего я это делаю?»
— Я как раз собиралась спросить тебя, для чего, будучи столь плотно занятой в репертуаре «Глобуса», ты участвуешь еще и в антрепризных проектах, играешь в театре «Артистическое созвездие», где зачастую репетировать приходится по ночам? Надеюсь, это не вопрос денег или хотя бы не только денег.
— Кто идет в актеры ради денег? Как раз деньгами творчество не измеряется, оно в погоне за деньгами кончается. Я, на самом деле, не так часто работаю где-либо, кроме своего родного театра. В «Арт-Созвездие» позвал Денис Малютин, актер нашей труппы, осуществлявший свои первые режиссерские опыты, а теперь доказавший свою режиссерскую состоятельность. Мы с Русланом Вяткиным играли дуэтные роли в двух его постановках — «Исполнитель желаний» и «Любовный шпионаж по-итальянски», и в том не было никакой халтуры, мы старались, мы выкладывались. Веселить публику комедиями ведь не менее сложно, чем озадачивать извечными философскими вопросами. Я рассматривала эту работу и как возможность делать что-то вместе с друзьями, и как новый опыт.
А третьей моей работой в «Арт-Созвездии» стала первая главная роль — худрук Евгений Важенин предложил сыграть ее в премьере мелодраматической комедии «Есения» по пьесе современного драматурга из Красноярска Андрея Иванова.
— Не объясняй. Я же видела премьеру, более того, пьесу сама предложила, потому что она выходит за рамки примитивного набора, которым оперирует антреприза, чтобы добиться смеха в зале. В пьесе Иванова есть двойное дно подтекста, есть некая вертикаль, пусть не кантовское «звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас», но первое к нему приближение. Ты, Ниночка, героически справилась с этой ролью.
— Не высказать, как я боялась премьеры!.. С одной стороны, выигрышная, приятная роль — за руку и сердце Есении борются двое мужчин, местный и приезжий. Но один — почти блаженный, поэт из села, второй — интеллигент, научный работник, переквалифицировавшийся в коммерсанты, не особо удачливый. Она перед выбором, у автора финал размытый, открытый, мы искали свой финал. А времени на репетиции было крайне мало — примерно десять ночей. Спорили с постановщиком Евгением Ивановичем Важениным до ссор, он опасался, что действие будет недостаточно смешным, комичным, чтобы публика осталась довольной. Я тоже опасалась, что не справлюсь, ведь фантастическим образом по ходу репетиций менялись и множились мои партнеры. К моменту премьеры исполнителей роли городского искусителя оказалось трое, причем все из разных театров: Павел Поляков из «Красного факела», Андрей Яковлев из НГДТ и Иван Басюра из «Глобуса». Был колоссально полезный тренинг с непрогнозируемым результатом. И вдруг в момент премьеры все срослось, только я вышла на сцену, страх пропал.
— Это, наверное, как на ратном поле: отступать некуда, за нами Москва. Славная оказалась премьера, совсем не такой, как мыслилось мне, и не такой, как полагал драматург. Оригинальный продукт.
— Я, кроме всего, для себя сделала вывод, что не смогла бы работать с теми, кого не уважаю и не люблю. Мне важно уважать и любить. Если уважаю, могу спорить, буду усердствовать, стараться найти правду образа, а с другими не о чем и говорить.
— Ниночка, с уважением все понятно. А как у тебя с любовью? Не одной мной замечено, что ты не расстаешься с Русланом Вяткиным и...
— Мы с Русланом знакомы с лета 2002 года, когда оба поступали в театральное, вот уже 10 лет. Раньше я его воспринимала как хорошего парня, как приятеля, друга, не более того. Руслан и Руслан, не выделяла среди других парней. А когда мы начали работать вместе, вдруг обнаружила, какой он добрый, внимательный, заботливый, чуткий.
— Ты влюбчива?
— Нет, Боже упаси! Я люблю, когда на меня смотрят, как любая актриса, люблю привлекать к себе внимание.
— Извини, но многие актрисы, напротив, выходя «в мир», прячут лицо под капюшоном или под козырьком бейсболки, чтобы их не узнали поклонники.
— Ну, не знаю... Я не мега-звезда, мои поклонники неназойливы, деликатны. Подходят после спектакля, благодарят. И я им благодарна. Чем плохо? Мне приятно было, что зрителей затронула последняя премьера сезона в «Глобусе» — «Денискины рассказы», где я сыграла Алену Бойко, а Руслан — Мишку Слонова. Нам самим дорог этот спектакль, вернувший нам детское мироощущение, в то время как мы были заняты очень серьезными взрослыми заботами — дежурили возле Дворца бракосочетаний, с ночи занимали очередь, чтобы подать заявление.
— Подали?
— Подали. Мне хотелось, чтобы наша свадьба состоялась 8 июля, в православный праздник Петра и Февронии, праздник любви, семьи и верности, но этот день оказался выходным. Потому наша свадьба с Русланом состоится 11 июля.
— Какое волнующее событие! Я очень за вас рада. Праздновать будете торжественно, широко, красиво?
— Конечно, потому что я точно знаю, что выхожу замуж в первый и последний раз.
— Ниночка, вспомни, какой финал у твоей героини в премьере этого же сезона «Летит» — она выходит на поклон, поглаживая беременный животик. Ты к такому повороту событий, к материнству готова или предпочтешь продолжать строить актерскую карьеру?
— Одно другого не исключает. Как только, так сразу последую ее примеру. Безусловно, любовь, семья, дети важнее всего, это не означает, что я перестану любить свой театр, своих режиссеров, партнеров по сцене и зрителей. Как в песне: «Все, что ей нужно, это только любовь».