Елизавета Бакиева, «Комсомольская правда»
Его ученики известны всей стране
— Хабенский, Пореченков, Раппопорт...
На днях в театр «Глобус» приехал заслуженный деятель искусств России Вениамин Михайлович Фильштинский для того, чтобы провести несколько мастер-классов для новосибирских актеров. Многие известные на сегодняшний день артисты, среди которых Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Ксения Раппопорт были его воспитанниками. Они, по сей день, с благодарностью вспоминают годы обучения у Вениамина Фильштинского, и с большим удовольствием соглашаются на участие в его спектаклях.
— Я очень рад, что приехал в Новосибирск, — рассказывает Вениамин Михайлович. — У меня творческая дружба с театром началась давно, я в «Глобусе» поставил пять спектаклей, и очень хорошо знаю актеров, которые работают здесь, с некоторыми даже дружу. Когда мне предложили вести мастер-классы, я сразу сказал: «ДА», так как «Глобусу» отказать не мог. Хотя свободного времени у меня было мало и пришлось отказаться от приезда в некоторые театры.
В каждом театре есть своя актерская труппа, но как отмечает маэстро, в «Глобусе» она особенная, во-первых, в театре много молодежи — это большой плюс, а, во-вторых, работают опытные актеры.
— Мне в силу своей педагогической профессии, — говорит ФИЛЬШТИНСКИЙ. — Вдвойне приятно передавать свои навыки молодым. Хотя и с опытными, многоигравшими артистами, например, с Ольгой Цинк, Тамарой Седельниковой тоже приятно работать. Это две разные стихии, которые одинаково хотят совершенствовать свое мастерство.
— Вениамин Михайлович, а чему вы учите на мастер-классах актеров? — спросили корреспонденты «КП».
— Артисту нужно учиться всегда, — отвечает педагог. — Время идет, критерии мастерства меняются, вот мы их и совершенствуем. Сейчас главное в театре и для зрителей — человечность, ведь актеры порой теряют это качество, и люди перестают ему верить, а значит, и ходить в театр. Я стараюсь привить артистам эту человечность через короткие пьесы, которые мы разбираем на моих уроках.
— Что вы можете сказать о своих учениках — известных актерах, вы следите за их карьерой?
— Они изначально выделялись, — говорит ФИЛЬШТИНСКИЙ. — И Хабенский, и Трухин, и Пореченков, и Раппопорт... замечательные актеры, очень одаренные, всегда учились упорно и хорошо. Окончив институт, они не переставали учиться, всегда относились к своей профессии с трепетом, умом и серьезно. Конечно, я слежу за творческой судьбой своих учеников, особенно за профессией Ксении, она на сегодняшний день и в России, и за рубежом очень востребована: в фильмах снимается и в театрах работает.
Вениамин Фильштинский это не просто режиссер, он входит в то редкое число мастеров, которые в каждой своей работе уделяют особое внимание педагогике. За всю свою театральную деятельность театрал поставил около пятидесяти спектаклей с участием известных актеров, среди которых были и его ученики. Не смотря на то, что Фильштинский театральная легенда, он всегда прислушивается к мнению актеров и не считает их обычными исполнителями.
— Мастер-классы у Вениамина Михайловича — это очень увлекательно, — говорит Денис ВАСЬКОВ, актер «Глобуса». — Для меня, как для молодого актера, это дает новые открытия в профессии, ведь ты получаешь ответы на вопросы, которые тебя волновали еще с института, к тому же можно попробовать себя в разных ролях, например, старика какого-нибудь или взрослого мужчины. И прелесть этого педагога в том, что с ним легко общаться, он не выстраивает грань между собой и другими, а ведь он великий мастер! С ним даже поспорить можно — это наивысшая точка мастерства.
Фильштинский мечтает через несколько лет поставить в «Глобусе» свой очередной успешный спектакль. Так что, возможно, сибиряки увидят на подмостках театра Михаила Пореченкова, или Ксению Раппопорт, или Константина Хабенского.
Комментарий специалиста: Алексей Крикливый, главный режиссер театра «Глобус»:
— Вениамин Фильштинский — это один из лучших педагогов России, новосибирцам хорошо знакомы его спектакли. И нашему театру повезло побольше остальных: несколько лет назад Вениамин Михайлович ставил в «Глобусе» «Дядю Ваню» по А. Чехову, «Две маленькие трагедии» по А. Пушкину, «Доходное место» по А. Островскому и другие. В частности, благодаря ему, театр сейчас имеет среднее поколение ведущих артистов, на которых держится репертуар. Надеюсь, что практика проведения подобных мастер-классов и дальше продолжится: ведь это внутренняя работа каждого актера, для них — это возвращение к истокам профессии.