Галина Мамай, «Ведомости»
«Как объяснить, что за
механизм
— театр? Одна группа людей, собравшихся на
сцене, хочет удивить другую группу людей, сидящих в
зале. Вот и
все. Но
надо найти способ, как удивить. Для меня живая человеческая душа
— это и
есть универсальное средство „удивления“. Прожить на
сцене правдиво, искренне и
достоверно
— вот эталон. К
своей профессии я
отношусь с
доброй иронией, потому что театр
— это жизнь понарошку, да
и
смерть понарошку тоже». Так объяснил свой театральный «механизм» заслуженный артист России Евгений Важенин, творческий вечер которого «Своих годов летящих я
не
тороплю» пройдет в
театре «Глобус» 11
октября.
Как «заболеть» театром?
Что нужно, чтобы стать настоящим артистом? В детстве для этого вполне достаточно увидеть балаганное действо с игрушечным Петрушкой, которого водят два человека, один двигает руками, другой ногами, и тот, как живой, пляшет и поет, шутит и подмигивает. Такую куклу когда-то увидел маленький Женя и «заболел» театром раз и навсегда. Сначала в семейном кругу показывал различные сценки, перевоплощался, как мог. Потом школьные друзья вывели его на «широкую публику». Он играл в театре-студии, ставшей впоследствии народным театром имени Михаила Светлова, который возглавляла самый первый педагог Евгения Мамонтова. Ну а дальше пошло-поехало. Евгений Важенин окончил Новосибирское театральное училище и вместе с однокурсниками распределился в Челябинский ТЮЗ. Затем вернулся в родной город и работал в областном драматическом театре. В 1984-м он стал лауреатом Всероссийского конкурса чтецов, а в 1987 году ему присвоили звание заслуженного артиста России.
Питерский период
Настал срок, и Евгения потянуло в столичные города, захотелось испытать себя. В Санкт-Петербурге он сначала работал в академическом театре комедии имени Николая Акимова, вскоре его пригласили в театр сатиры на Васильевском острове.
Как бы удачно ни складывалась театральная судьба артиста в северной Пальмире (и роли были хорошие, и выступления с эстрады замечательные, записи на радио, съемки в кино и на телевидении), а все ж тянуло на родину. В 1997 году Важенина пригласили в труппу Новосибирского академического театр «Глобус», где он стал ведущим исполнителем ряда значительных ролей в спектаклях, определяющих афишу театра. Прежде всего, это Царь Максимилиан, Войницкий из «Дяди Вани», Иосиф Сталин из «Софьи Петровны», Креон в «Антигоне» и многие другие. Каждая работа Евгения Ивановича складывается из серьезного анализа и мастерского освоения образа, потому что он обедает уникальным даром проникать в суть человеческой индивидуальности, способностью раскрывать ложные сферы человеческого духа.
Человек ансамбля
«Важенин умеет быть человеком ансамбля, — отмечал заслуженный артист России Александр Галибин. — Ему доступны не только острокомедийные роли, но и драматические. Редкое сочетание гротеска и драмы дает ему возможность работать в различных жанрах. Как человек и как актер он всегда находится в движении. В этой творческой неуспокоенности, наверное, и заключается секрет его обаяния».
Комедия и трагикомедия — его излюбленные жанры. На них Важенин и построил репертуар своего театра «Артистическое созвездие», созданного в 2003 году. Любовь к комедийным сюжетам актеру привил его педагог Валерий Харитонов, который, в свою очередь, был учеником Аркадия Райкина.
У Важенина все получается: и роли, и режиссура, и преподавание, и капустники. Ведь его дар пародийного артиста, творческая энергия и любовь к театру делают его неподражаемо интересным для зрителей. «Женя талантлив генетически, „от Бога“. Он умеет удивительно опрокинуть тайну своего жизненного опыта и яркого воображения на каждую роль, любит творческую затею. С ним есть желание творить „человечий“ театр», — говорит про артиста заслуженный деятель искусств России Изяслав Борисов.
Наша редакция сердечно поздравляет Евгения Ивановича с днем рождения и желает ему новых счастливых ролей, любви, здоровья и удачи.
Евгений Важенин — заслуженный артист России, ведущий актер ГАМТ «Глобус», обладатель премии «Парадиз» за лучшую мужскую роль — чеховского дяди Вани и многих других наград. Сыграл около 130 ролей в театрах Новосибирска и Санкт-Петербурга, снялся в девяти художественных фильмах.
Новосибирские актеры, к сожалению, не часто попадают на большой киноэкран, а Евгений Важенин бьет здесь все рекорды Он дебютировал в комедии Ивана Киасашвили «Попутчик», сыграв чудаковатого председателя колхоза, героя соцтруда, который вез на родину собственный бюст, чтобы установить его е назидание землякам. Его попутчиками были Александр Збруев, Иван Бортник и Валерий Приемыхов.
Дважды Евгений сыграл военных. В картине Андрея Малюкова «Делай раз!» он стал «настоящим» полковником и муштровал Владимира Машкова. У этого же режиссера в ленте «Я— русский солдат», снятой к полувековому юбилею Победы, достоверно сыграл защитника Брестской крепости.
Евгений Важенин и католическим священником сподобился побывать в двухсерийном фильме «Жизнь короля Карла IX». В трагической ленте режиссера Сергея Попова «Улыбка» сыграл обитателя психушки по кличке Профессор. А в комедии «Не валяй дурака!» в компании с Евдокимовым у них получился замена тельный дуэт мужиков от сохи. В экранизации романа Сергея Залыгина «На Иртыше» Важенин предстал середняком Феофаном Он очень ценит свою работу в фильмах Германа Хрусталев, машину!" и «Трудно быть богом».
«Я благодарен судьбе за то, что она свела меня с кинорежиссером Алексеем Германом, принцип работы которого — „играть ничего не играя“. Ему присущи документализм и предельная достоверность, когда даже самая мелкая деталь подлинная и на стоящая».