Поллианна
2
апреля вторник
18:30
14
апреля воскресенье
18:00
2 апреля 18:30 · вторник
14 апреля 18:00 · воскресенье
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
2
апреля вторник
18:30
2 апреля 18:30 · вторник
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Отель двух миров
3
апреля среда
18:30
3 апреля 18:30 · среда
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Дни Турбиных
4
апреля четверг
18:30
4 апреля 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Чук и Гек
4
апреля четверг
14:00, 18:30
4 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Женитьба Бальзаминова
5
апреля пятница
18:30
5 апреля 18:30 · пятница
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
5
апреля пятница
14:00, 18:30
5 апреля 14:00, 18:30 · пятница
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Ревизор
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Денискины рассказы
7
апреля воскресенье
18:00
13
апреля суббота
18:00
Трое в лодке, не считая собаки
7
апреля воскресенье
18:00
Учитель танцев
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Лисистрата
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Лисистрата
18+
Малая сцена Аристофан
18+
Всем кого касается
10
апреля среда
18:30
11
апреля четверг
14:00, 18:30
Игроки
10
апреля среда
18:30
10 апреля 18:30 · среда
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Каштанка
11
апреля четверг
14:00, 18:30
11 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
104 страницы про любовь
12
апреля пятница
18:30
12 апреля 18:30 · пятница
104 страницы про любовь
16+
Большая сцена Эдвард Радзинский
16+
Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00

Хозяйка театральной «горы»

20 Декабря 2006
Ольга Ярославцева, «Честное слово»

Новосибирский академический театр «Глобус» — учреждение масштабное во всех отношениях. Он занимает первые позиции в развитии и продвижении российского театрального искусства, играет «первую скрипку» на международных и всероссийских театральных фестивалях и на сегодняшний день является самым посещаемым театром Новосибирска. В нем три этажа площадью в несколько сотен квадратных метров, труппа, состоящая из 47 актеров, около 300 штатных сотрудников. И вся эта громадная «машина» находится в хрупких женских руках — руках его директора Татьяны Людмилиной

Театральный директор — должность особая. В отличие от директора обычного он должен думать не только о матери­альной стороне дела, но и о твор­ческой. А чаще всего — об их наи­более удачном соединении. Аспек­тов работы у театрального директо­ра сотни, поэтому в беседе с Татья­ной Людмилиной мы затронули лишь ключевые моменты, позво­лившие «Глобусу» выйти в лидеры театрального движения региона.

«Революций я не совершала»

В театральную жизнь Татьяна Людмилина пришла в 1988 году, когда Валерий Бродский, работав­ший тогда директором Новосиби­рского театра оперы и балета, пригласил ее работать своим за­местителем. Она согласилась, и до 2000 года ее жизнь принадлежала опере и балету.

Затем Татьяна Людмилина ока­залась в «Глобусе», и снова замес­тителем директора, которым тогда была Мария Ревякина. Но вскоре распоряжением губернатора ей было отдано директорское кресло.

 Татьяна, какие первые шаги вы предприняли, была ли вами совершена какая-нибудь револю­ция, небольшие, но кардиналь­ные изменения?

 Я не сторонник революций и считаю, что в благополучном коллективе кардинальные измене­ния не нужны — все можно ре­шить мирным путем. Самое глав­ное в то время было сохранить ат­мосферу и вектор деятельности, который сложился до меня. К это­му тоже нужно было приложить немало усилий, и мне кажется, что театр за последние годы не поте­рялся, а наоборот, занял свою, чет­кую нишу в современной теат­ральной истории России.

 В «Глобусе» нет ни художе­ственного руководителя, ни глав­ного режиссера, причем уже мно­го лет. Можно ли сказать, что это такая руководительская страте­гия, направленная на избежание «кабалы одного стиля»?

 Не поддерживаю идею о том, что кому-то помешает силь­ная личность художественного ру­ководителя или главного режиссе­ра. Беда в том, что сейчас, к сожалению, слишком велик дефицит как режиссеров вообще, так и глав­ных режиссеров в частности. И, к сожалению, пятилетние поиски че­ловека, который мог бы сохранить театр таким, каким он является сейчас, не увенчались успехом. Один хочет полностью поменять репертуар, другой — полностью поменять актеров, третий — об­щую театральную политику. И когда слышишь все это, начина­ешь задумываться, вправе ли ты отдавать кому-то театр и судьбы людей, которые в нем работают и которые приходят на спектакли.

 Тем не менее, у театра не может не быть репертуарной поли­тики. В чем она состоит и влияете ли вы на нее?

 Конечно, даже не всегда же­лая этого, я на нее влияю. Реперту­арная политика — это одна из са­мых серьезных ответственностей руководителя театра. Первое, о чем ты должен думать, — это люди: и актерам, которые пришли в театр работать, а не просто проводить время, и зрителям, которые идут в театр с определенной надеждой, должно нравиться то, что происхо­дит на сцене. И те, и другие должны испытывать сильные эмоции. Мне очень хочется, чтобы люди, и осо­бенно молодежь, приходили в театр не группами (я категорический про­тивник корпоративного посещения театра), а вдвоем, втроем, неболь­шой компанией друзей. И первой попыткой привлечения подростко­вого зрителя не формально, а по зо­ву души, стал «НЭП».

 То есть идея этого спектак­ля принадлежит вам?

 В общем, да... Просто в ка­кой-то момент для меня стало оче­видным, что музыкальный спек­такль может быть интересен. Мне вспомнилась фамилия Елены Сибиркиной, с которой мы встрети­лись. Сначала я думала, что это бу­дет что-то необыкновенно лирич­ное. Но неожиданно Лена предло­жила поставить «Педагогическую поэму» Макаренко. Мне стало слегка нехорошо. Однако я перечи­тала текст, подумала и поняла, что в произведении есть некий стер­жень, который может заинтересо­вать молодежь. Не скрою, что все, кому я предлагала работу над этим спектаклем — от режиссера до ху­дожника по свету, только что не крутили пальцем у виска. Но про­ходило полчаса, они возвращались и говорили: Татьяна Николаевна, действительно хорошая идея, мы согласны.

Гений жанра переговоров

С мюзиклом «НЭП» Татьяна Людмилина не прогадала: он шел и продолжает идти с большим успе­хом, собирая полные залы молоде­жи. А каких постановок не может быть в «Глобусе»?

 Когда-то один режиссер, которого я пригласила поставить спектакль в нашем театре, настоя­тельно мне предлагал «Изображая жертву» Преснякова. Это было дав­но, когда она еще не шла в МХТ. Я прочла пьесу, и по моим внутрен­ним ощущениям, по моему отно­шению к актерам и зрителю поня­ла, что она ставиться в нашем теат­ре не будет. Просто я не могу позво­лить присутствовать на нашей сце­не откровенной пошлости и другим подобным вещам. Я не ханжа, я все признаю и понимаю. Но всегда представляю себя на месте зрителя и не хочу, чтобы ему было неприят­но, вплоть до ощущений. К тому же у нас молодежный театр, зачем нам здесь такие вещи? Лучше уж я отка­жусь от этого режиссера...

Вообще, привлечение в театр режиссеров и открытие новых имен — это, пожалуй, самый сложный и важный аспект работы директора театра. Здесь нужно быть асом, если не гением, жанра переговоров, а ведь они обычно длятся годами... Нужно уметь оценивать режиссерс­кий стиль, отслеживать новые име­на и новые работы, предполагать степень возможного контакта дан­ного режиссера с труппой театра и многое другое. При этом еще жела­тельно умудриться сделать так, что­бы режиссер не просто приехал и поставил спектакль, какой захочет, а осуществил именно ту постанов­ку, которая необходима репертуару театра. Как это сделать?

 Вы знаете, когда известный человек приезжает работать в наш театр, как правило, к этому времени он уже становится очень популярен и труднодоступен. Поэтому вести переговоры нужно начинать тогда, когда у него вышли первые спек­такли. И именно в этот момент нужно суметь понять, может быть, даже почувствовать, что вскоре это имя будет известно всем. Здесь действительно нужно какое-то особое чутье. Самое интересное и парадоксальное, что такие режиссеры на момент приглашения мало кому известны и интересны в нашем го­роде. Когда я анонсировала журна­листам приезд Дмитрия Чернякова в 2001 году, ни один мускул на их лицах не дрогнул. Сегодня же каж­дый интеллигентный человек счи­тает дурным тоном не знать имени Дмитрия Чернякова и не посмот­реть хотя бы один его спектакль. У него работа расписана до 2010 года, и ни один театр, кроме зарубежных, не может к нему подступиться. А у нас продолжает идти поставленное им «Двойное непостоянство»!

Чтобы деньги были, их нужно зарабатывать

Не секрет, что дела творческие в театре тесным образом связаны с делами материальными. И здесь «Глобус» выгодно отличается от других культурных учреждений, стонущих от недостаточного фи­нансирования.

 Нам не дают ни на один рубль больше и ни на один день раньше, чем остальным учрежде­ниям культуры. Я не могу говорить сегодня о том, что у нас существует какая-то проблема с финансирова­нием. Задача вновь выпускаемых спектаклей состоит и в том, чтобы продавать на них билеты, зараба­тывать на этом деньги и ставить на них новые спектакли. И на этом еще зарабатывать. Можно во время зимних каникул показать одну сказку и сидеть сложа руки, а мож­но показать 60 сказок, и на этом за­работать на новые спектакли.

Действительно, находясь в «Глобусе», посещая его спектакли, нельзя не понять, что театр проц­ветает, и проблем финансового ха­рактера у него практически нет. Именно поэтому «Глобус» не толь­ко не просит денег, но и сам зани­мается благотворительностью.

 Я считаю, что деятельность молодежного и детского театра не­возможна без аспекта социального и нравственного. Да, мы постоянно сотрудничаем с организациями, ра­ботающими с социально незащи­щенными слоями общества. Это и инвалиды, и дети из неблагополуч­ных семей, и воспитанники детских домов, и пожилые люди, к сожале­нию, испытывающие сегодня массу проблем. Мы постоянно разраба­тываем культурно-просветительс­кие проекты. Я горжусь, что мы — практически единственные в городе — каждый год проводим фестиваль «Мы талантливы!», в котором при­нимают участие дети-инвалиды. Приглашаем на наши спектакли де­тей из социально незащищенных семей, из неполных семей, из детс­ких домов. У нас есть подшефный детский дом в Чистоозерном райо­не, и, не побоюсь этого слова, мы очень много для них делаем.

Ни Татьяна Людмилина, ни кто-либо из работников театра практически никогда не рассказы­вают о своей благотворительной деятельности. Не за тем они ею за­нимаются. А между тем детей-си­рот Чистоозерного района они каждый год привозят к себе на елки, дарят им подарки. Выезжают в район и сами. К примеру, в ноябре этого года театр выехал в подшефный Чистоозерный район в количестве 52 человек. Разместились, где мог­ли, и в один день дали несколько спектаклей, для руководителей творческих организаций провели мастер-классы... Уезжая, подарили интернату караоке, огромное коли­чество детских фильмов и игрушек, отделу культуры вручили три DVD-проигрывателя, а в сельскую биб­лиотеку увезли массу книг. Все эти ценные или простые, но очень нуж­ные детям подарки театр собирал сам — помогли сотрудники и прос­то отзывчивые люди. Так что про «Глобус» нельзя сказать, что он «ма­териально счастлив» в одиночку.

 Татьяна Николаевна, театр «Глобус» получил много наград, но если говорить о самых дорогих и значимых, это какие?

 Конечно, приятно получать призы и награды, но не в этом цель, не это главное в деятельности теат­ра. Мы действительно завоевали много наград, но лично для меня важнее те слова, которые нам гово­рят на зарубежных гастролях, где до приезда нас мало кто знает. Недав­но мы были на фестивале «Дни рус­ской культуры в Японии», и то, что сказал о наших актерах и о нашем театре всемирно известный режис­сер Тадеши Судзуки, стало дороже любой премии. Когда выступали на фестивале в Вене, после спектакля ко мне подошел Люк Банди и сде­лал много комплиментов и Чернякову, и нашему театру. Поэтому я могу не говорить о наградах, коти­руемых в нашем понимании, но в самом сердце храню эти встречи, эту реакцию, эти высказывания. Впечатление зрителей и профессио­налов от встречи с театром — для меня это и есть признание.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272