Татьяна Коньякова, «Вечерний Новосибирск»
В
праздничной программе
— концерты, выставки эскизов театральных костюмов и
плакатов, выступления детских театров моды и
проч. Заключительный аккорд торжеств прозвучит сегодня, 14
сентября. В
этот день театральное фойе будет стилизовано под императорский театр, и
зрители, пришедшие на
спектакль («Дама с
камелиями»), попадут на
костюмированный бал...
Если быть до конца точными, то официальная дата рождения российского театра — 30 августа 1756 года. Именно в этот день императрица Елизавета Петровна издала Указ, который начинался словами: «Повелели мы нынче учредить русской для представления трагедий и комедий театр, для которого отдал Головинской каменный дом, что на Васильевском острове близ кадетского дома».
Родоначальником русского театра и первым русским профессиональным актером по праву считается Федор Волков (1729 — 1763). Именно он в 1750 — 1751 годах создал первый театр в Ярославле. Место проведения ярославских спектаклей, как и репертуар театра, доподлинно не известны. Но предположительно актеры разыгрывали как иностранные пьесы, так и произведения самого Волкова, написанные на темы ярославских нравов. Молва о театре ярославских юношей дошла до императрицы. И она велела немедленно доставить ярославцев в Петербург и разместить в Смольном дворе. Уже в феврале 1752 года актеры в присутствии императрицы и «некоторых знатных персон» «отправляли» комедию «О покаянии грешного человека» Дмитрия Ростовского.
Представление имело грандиозный успех, и волковскую труппу оставили в Петербурге, поместив в кадетский корпус, где будущие актеры занимались словесностью, иностранными языками, гимнастикой, а также декламацией и сценическими приемами. Волков учился с увлечением и тратил последние средства на выписку из-за границы «театральных и проспективических книг».
Формирование труппы первого русского театра было поручено Александру Сумарокову. Звездой первой величины в труппе, без сомнения, был Волков. Он выделялся на общем фоне своей подготовленностью, развитием и сценическими способностями. Проявлял себя не только в актерстве, но и в режиссуре, и, по некоторым сведениям, в драматургии. Его талант производил впечатление на самых взыскательных ценителей. «Муж глубокого разума, исполненный достоинства, который имел большие знания и мог бы быть человеком государственным», — писал о нем Фонвизин.
Как о человеке государственном о Волкове тоже сохранилось немало легенд. Молва, например, приписывает ему видную роль в перевороте, который возвел на престол Екатерину П. Якобы в критическую минуту актер прочитал, держа перед собой чистый лист, не бывший написанным манифест. Легенда также гласит, что Екатерина, воцарившись, предложила Волкову быть кабинет-министром, возлагала на него орден Андрея Первозванного, но он будто бы от всех этих почестей отказался, сохранив за собой доступ в кабинет государыни без доклада.
Умер первый русский профессиональный актер, основатель российского театра, как говорится, на трудовом посту. В дни коронования императрицы ему было поручено устройство в Москве маскарадного гулянья, носившего название: «Торжествующая Минерва», по программе, написанной Херасковым, с хорами, написанными Сумароковым. Во время праздника актер простудился... Похоронен в Москве, на кладбище Андроньева монастыря...
Спектакль «Дама с камелиями» выбран для празднования не случайно. Своим оформлением и настроением спектакль во многом напоминает тот костюмированный бал-маскарад, который будет доминантой последнего дня праздника. Спектакль поставлен режиссером «Глобуса». Роль прекрасной куртизанки, возлюбленной Дюма-сына, сыграла Елена Ивакина. Это последняя премьера большой сцены прошлого театрального сезона.
В завершение спектакля у входа в театр будет устроен фейерверк...