Сюрпризы нового сезона: от Макаренко до Шекспира

8 сентября 2004
Людмила Смирнова, «Молодость Сибири»

Новый театральный сезон всегда таит некую загадку, и будущий зритель готов к самым большим неожиданностям: ну-ка, попробуй, удиви его! И все же новосибирским театрам в новом сезоне удивить, похоже, удастся. Особенно это касается молодежного театра «Глобус». Ну, кому бы, скажите на милость, пришло в голову сделать мюзикл из «Педагогической поэмы» Антона Семеновича Макаренко? А им не только этого захотелось, но они еще задумали и кастинг провести, чтобы в спектакле приняли участие хор и оркестр.

Лауреат «Золотой маски» дирижер Алексей Людмилин взялся за этот труд: собрать оркестр из «вольнонаемных» музыкантов и предъявить его публике всем на удивление. Композитор Елена Сибиркина создала музыку для будущего спектакля, она же сочинила и либретто, и текст песен. Постановка обещает стать и необычной, и грандиозной (в спектакле будет занято не менее ста человек). Хорошо уже то, что все это заранее интересно. Результат же мы оценим еще нескоро — только в декабре сего года, посмотрев спектакль «НЭП» на большой сцене.

А до той поры у нас появится возможность познакомиться на малой сцене со спектаклем «Дети солнца», поставленным по одноименной пьесе Максима Горького питерским режиссером Сергеем Каргиным. Этот талантливый режиссер не впервые работает с актерами «Глобуса»: он уже выпустил в свет в этом театре три спектакля: «Волшебный уголек», «Двенадцать месяцев» и «Деревья умирают стоя». Первая премьера нового сезона доверена именно ему — ученику Льва Додина и Петра Фоменко.

Завершит этот юбилейный для театра — 75-й сезон, спектакль «Господин Кольперт», который поставит известный московский режиссер Роман Козак.

«Глобус» самым первым из новосибирских театров открыл свои двери зрителям: 1 сентября взметнулся над сценой новый занавес из бельгийского бархата. В июне этот роскошный занавес закроется, а до того момента мы с вами успеем оценить шесть премьер театра, среди которых будут и детские спектакли «Колечко Снегурочки» и «Белоснежка и семь гномов», и взрослые: «НЭП», «Свадьба Кречинского», «Дети солнца».

«Старый дом» с новыми идеями

В непростых условиях сегодняшнего дня театр «Старый дом» в новом сезоне порадует зрителей четырьмя премьерами, среди которых есть и классика (с очень «свежим» взглядом на нее), и современная драматургия. Главный режиссер театра Владимир Оренов с оптимизмом смотрит в будущее и не забывает подчеркнуть, что «Старый дом» — театр музыкальный, и потому «надо этому соответствовать». Правда, новые премьеры с музыкой как-то слабо сочетаются: и «Горе от ума», и «Король Лир», и «Смех в темноте». Однако, у театра, конечно, есть «свои резоны», чтобы именно так строить свою репертуарную политику. Спектакль «Смех в темноте» по роману Владимира Набокова «Камера Обскура» покажут нам уже в октябре. Ставит его режиссер Станислав Таюшев. Он же «замахнулся» и на творение Уильяма Шекспира: спектакль «Король Лир» должен «проклюнуться» на свет божий в первом квартале, то есть между январем и мартом. Известно, что главную роль — трагического короля Лира — взял на себя известный новосибирский режиссер и актер Изяслав Борисов. Руководство театра не скрывает, что выход этого спектакля связан с экспериментом, а значит, и с риском. Но риск, как известно, дело благородное, и можно только приветствовать режиссера и актеров, которые не боятся «сломать зубы» об такой «твердый орешек».

Вызывает уважение обращение театра к знакомой всем со школьной скамьи классике, каковой является пьеса Александра Грибоедова «Горе от ума». Что с того, что и Чацкий, и Молчалин, и даже Скалозуб знакомы каждому школьнику, и что пьесу давным-давно «растащили» на цитаты? Все это лишь усложняет задачу: поставить спектакль свежо, оригинально, умно и с юмором. Здесь у постановщика Владимира Оренова множество потрясающих задумок, способных и шокировать, и взбодрить публику. Главное, не уставать удивляться! Поймем мы окончательно, что замыслил господин Оренов, по его заверениям, еще до Нового года. Рассказывает же он о своем замысле «вкусно» и увлеченно, да и сам он чрезвычайно остроумный и интересный человек, — будем надеяться, что и спектакль переймет все эти черты. Костюмы персонажей «Горя от ума», придуманные новым главным художником театра Владимиром Колтуновым, тоже выдают оригинальную авторскую трактовку. Оренов решил спустя шестьдесят лет (спектакль по этой пьесе ставился в Новосибирске в 1944 году) поставить спектакль без хрестоматийного глянца. И, заметим, он вправе это сделать! Роль музыки в новой постановке нам еще предстоит выяснить, а вот что касается спектакля «Будь проклята война, наш звездный час!» (по стихам Александра Галича и российских бардов), который театр собирается сделать к Дню Победы, то тут она играет основополагающую роль. Это спектакль продолжит ту «песенную линию», которая была заявлена спектаклем «Окуджава». Наверное, это тоже веяние времени, и совсем неплохо, что театр это «учуял».