Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00
Одинокая насмешница
24
апреля среда
19:00
24 апреля 19:00 · среда
Одинокая насмешница
16+
Большая сцена смешная и грустная история в двух частях
16+
«Не отрекаются любя…»
25
апреля четверг
19:00
25 апреля 19:00 · четверг
«Не отрекаются любя…»
16+
Большая сцена музыкально-поэтический моноспектакль
16+
Вишневые мартинсы
26
апреля пятница
18:30
Art
27
апреля суббота
18:30
4
мая суббота
18:00
27 апреля 18:30 · суббота
4 мая 18:00 · суббота
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Гадкий утенок
28
апреля воскресенье
14:00, 18:00
28 апреля 14:00, 18:00 · воскресенье
Гадкий утенок
6+
Малая сцена Ганс Христиан Андерсен
6+
Братишки
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Отель двух миров
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Женитьба Бальзаминова
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Кот в сапогах
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Кот в сапогах
6+
Малая сцена Генрих Сапгир, Софья Прокофьева
6+
Денискины рассказы
3
мая пятница
16:00
3 мая 16:00 · пятница
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
Трое в лодке, не считая собаки
3
мая пятница
18:30
3 мая 18:30 · пятница
Трое в лодке, не считая собаки
18+
Малая сцена Джером Клапка Джером
18+
Алые паруса
4
мая суббота
18:00
5
мая воскресенье
15:00
4 мая 18:00 · суббота
5 мая 15:00 · воскресенье
Алые паруса
16+
Большая сцена мюзикл о надеждах и мечтах Максим Дунаевский, Андрей Усачев, Михаил Бартенев
16+
Чук и Гек
5
мая воскресенье
14:00
5 мая 14:00 · воскресенье
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+

11–12 ноября на малой сцене театра «Глобус» состоится премьера спектакля «Толстая тетрадь» по произведению Аготы Кристоф

11 Октября 2010
Domanesidi.ru

Театр «Глобус» готовит неоднозначную премьеру. Уже в начале ноября на суд новосибирской публики представят «Толстую тетрадь» — трилогию Аготы Кристоф, переведенную на 33 языка.

Произведение представляет собой дневники двух десятилетних близнецов — Клауса и Лукаса, написанные во времена Второй мировой войны. Один пишет одно сочинение, другой — другое, потом они обмениваются своими текстами и оценивают — хорошо это или плохо. Главное, чтобы в дневниковых записях была правда. Помимо военной темы режиссер Алексей Крикливый развивает еще и тему близнецов. Несмотря на их похожесть, один — оптимист, другой — пессимист, один — черное, другой — белое. Это порождает разное отношение к одним и тем же событиям.

В «Толстой тетради» очень много библейских и просто философских мотивов. С одной стороны, это довольно поэтическая, с другой — очень жесткая история. Оценить глубину произведения и мастерство актерской игры новосибирцы смогут 11–12 ноября.

Режиссер Алексей Крикливый о спектакле

 Алексей, имя писательницы Аготы Кристоф и ее произведения не слишком широко известны в России. Вопрос самый простой — о чем эта история? 
 Формально говоря, «Толстая тетрадь» представляет собой дневники двух десятилетних близнецов — Клауса и Лукаса, написанные во времена Второй мировой войны. В книге не упоминается название страны, в которой живут эти дети, не указывается конкретный временной период, но мы вычислили, что 1942–43-й годы — начало истории, а конец ее приходится на несколько лет после окончания войны. 
Дети, живущие в маленьком городке у бабушки, описывают свои события, например, «Приезд к бабушке», «Наша работа» и т. д. Один пишет одно сочинение, другой — другое, потом они обмениваются своими текстами и оценивают — хорошо это или плохо. Главное, чтобы в дневниковых записях была правда. А для объективности восприятия нужно убрать из сочинения чувства, потому что они очень неконкретны, неинтересны. 
Вот эти два десятилетних мальчика, сталкиваясь с людьми, сталкиваясь с войной, с военными, с простыми проявлениями жизни, с верой, с бытом, изобретают новые 10 заповедей. Даже не изобретают, а как бы переосмысливают, в итоге они становятся для некоторых жителей городка неким знамением... Они придумывают новые заповеди и в какой-то момент начинают вершить дело Бога...

 Как эта история преломляется в Вашей работе над спектаклем?
 Когда читаешь трилогию, и в этом мнении мы сошлись со многими людьми, ты испытываешь разнополярные чувства — от интереса до отвращения, и все равно не можешь остановиться. В какой-то момент ты понимаешь, что после окончания чтения возникает момент катарсиса. Я надеюсь, что мы найдем некий театральный эквивалент этому тексту, чтобы передать зрителю всю силу подобных эмоций.
По сути, для Аготы Кристоф это автобиографическое произведение. Ей было десять лет в 45-м. И главным героям этой книги столько же. Книга написана очень скупо, неэмоционально, хотя и от имени 10-летних детей. Нам надо разгадать корни, побудившие мотивации тех или иных событий, и, конечно, в этом случае эмоции мы с актерами убрать никуда не можем.

Еще одна любопытная тема, с которой мы работаем в нашем спектакле, — тема близнецов. В принципе, с точки зрения физиологии, это одинаковые люди, у них одна и та же кровь, одни отпечатки пальцев, одна роговица, все идентично, это как отражение в зеркале. Но почему-то один — оптимист, другой — пессимист, один — черное, другой — белое. И как интересно наблюдать, как возникает вариативность отношения к одним и тем же событиям, как разнятся поведенческие реакции на одни и те же поступки. 
В «Толстой тетради» очень много библейских мотивов, и философских, и человеческих. С одной стороны, это очень поэтическая, с другой — очень жесткая история. В этой книге столько обжигающих моментов, выдуманных или реальных — непонятно, в ней столько искренности и правды...

 Как Вы считаете, такие жесткие истории, заставляющие зрителя переосмыслять какие-то вещи, рефлексировать, внутренне меняться, нужны современному зрителю, тем более подростку?

 Вопрос вечный. Я понимаю, что у этого спектакля более узкий зрительский коридор, и я уважаю право зрителя — пойти на тот или иной спектакль или не пойти. Но мне кажется, что есть такие вещи, которые люди обязаны знать. Как в нашем спектакле «Наивно. Sупер» — я верю в очищение души через веселье, но я также верю в очищение души через грусть, иногда даже боль. Что здесь главнее — не знаю.
Мы часто произносим слова — «современный зритель», «наш зритель», но ведь за каждым таким определением стоит конкретный человек. В нашем театре и во многих других существует масса спектаклей, на которых можно ощутить праздник. Но мне кажется, есть еще какая-то зона человеческая, зрительская, которой необходимо что-то другое, необходимо оттенить свое существование, необходима некая инъекция, чтобы почувствовать себя живым... Но при этом я хочу, чтобы спектакль вызывал разные по характеру эмоции. Сейчас мы репетируем, и рождаются сцены, вызывающие искренний смех.

 А Вы помните себя десятилетним ребенком?

 Немножко помню, сейчас приходится вспоминать... Но эти дети какие-то особенные, это же вундеркинды. Сначала все над ними смеются и шутят, потом начинают побаиваться. Даже их родители говорят, что эти дети чрезвычайно умны для своих лет и ведут они себя очень толково. В книге рассказана печальная история о детстве, например, там есть важный момент, который проходит каждый ребенок в своей жизни, — воспитание воли.

 Имел ли этот текст сценическое воплощение в России?

 Да. Первую и пока единственную постановку осуществил в 2009 году Борис Павлович, художественный руководитель Кировского «Театра на Спасской». В этом году они даже вошли в конкурсную программу фестиваля «Золотая Маска».

О режиссере

Алексей Крикливый, главный режиссер театра «Глобус»

В 2001 году окончил режиссерский факультет (курс профессора Л. Хейфеца) Российской академии театрального искусства. С 2000 по 2003 гг. — режиссер Красноярского драматического театра им. А. Пушкина. В этот период осуществил постановку спектаклей: «ОдноврЕмЕнно» по пьесам Е. Гришковца, «Москва — Петушки» В. Ерофеева, «Пат, или Игра Королей» П. Когоута, «Великолепный рогоносец» Ф. Кроммелинка, «Norway. Today» И. Бауэршима.

С 2004 года — режиссер Новосибирского академического молодежного театра «Глобус», с 2008 года — главный режиссер театра.

Постановки в театре «Глобус»: «Бемби» Ф. Зальтена (2002), «Ю» О. Мухиной (2003), «НЭП» Е. Сибиркиной (2004), «Simейные истории» Б. Срблянович (2005), «Дама с камелиями» А. Дюма (2006), «Наивно. Sупер» Э. Лу (2007), «Про Иванушку-дурачка» М. Бартенева (2007), «Старосветская любовь» Н. Коляды (2009), «Братишки» Р. Куни, М. Куни (2009), «Жизнь прекрасна!» Э. Лу (2010).

Постановки в других театрах: «Сашка» В. Кондратьева (Санкт-Петербургский тюз им. А. А. Брянцева, 2005); «Похороните меня за плинтусом» П. Санаева (Красноярский драматический театр им. А. Пушкина, 2008).

Об авторе

Агота Кристоф, писательница

Родилась в 1935 году в Венгрии. В 1956 году переехала в Швейцарию, где до сих пор проживает в г. Нёвшатель.

Автор ряда пьес и постановок для радио. Агота Кристоф в совершенстве владеет французским, что позволяет ей с успехом писать на неродном для нее языке.
В 1986 году критики с восторгом приняли первое прозаическое произведение Аготы — «Толстая тетрадь». История, рассказанная в этой книге, получила продолжение — «Доказательство» и «Третья ложь»; трилогия переведена на 33 языка. 
Фильм «Третья ложь» снял по трилогии знаменитый датский режиссер Томас Винтерберг (2000). Над фильмом по роману «Толстая тетрадь» работает венгерский режиссер театра и кино Янош Сас, фильм планируется выпустить на экраны в 2011 году.
Агота Кристоф — обладательница престижных премий: «Лента франкофонии», «Ливр энтер», а также классика швейцарской литературы Готфрида Келлера.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272