«Алиса, я тебя люблю!»

28 ноября 2022

Наталия Дмитриева, «Ведомости»

В театре «Глобус» разобрали базовые эмоции девушки, попавшей в ДТП

Психологические практики продолжают интенсивно интегрироваться в общество — когда из каждого утюга несётся о «внутренней целостности», трудно не начать разговаривать вслух с собственным внутренним ребёнком. И если раньше за такие разговорчики можно было попасть на лечение на Владимировскую, то сегодня общение с самим собой становится нормой. Дети тоже попадают под раздачу: их внутренний мир, населённый базовыми эмоциями, активно препарируется режиссёрами и писателями. Вот и в «Глобусе» пошли дорогой «психология для детей» — в репертуаре появился мюзикл для всей семьи «Алиса в Стране чудес», где композитор и режиссёр-постановщик Глеб Матвейчук зашёл со всех трендовых козырей. Здесь и битва базовых эмоций, и коматозные трипы, и неожиданная развязка, как в старых добрых триллерах про расщепление личности. Да, вы не ошиблись, это всё Льюис Кэрролл, но в авторской обработке Матвейчука.

Главная миссия мюзикла-проекта — заставить зрителя пройти дорогами внутренней метаморфозы Алисы — от капризного инфантила до целостной личности. Такие ускоренные циклы превращений возможны только на фоне острых обстоятельств, поэтому девушка Алиса (Арина Литвиненко) на своём самокате попадает в ДТП. Замечу без иронии — если бы Алиса передвигалась на электросамокате, то роль информационного спонсора можно было предложить ГИБДД. И водить на мюзикл целые классы: мол, не будешь правила соблюдать — останешься в царстве злюки Королевы. Шутка, но в каждой шутке, как известно...

В общем, взрослые зрители сразу считывают режиссёрский ход: сказочная страна — это воображаемое пространство в чертогах Алисиного разума. Телом Алиса выживает на больничной койке, а мозг, накачанный препаратами, плывёт в кислотном облаке трипов, где обрывки воспоминаний переплетаются с сюжетами бессознательного, которые выходят на поверхность, только когда мы спим. А в мире грёз, как известно, логика не ночевала, поэтому — беги, Алиса, беги! Рви серую паутину реального мира, падай на дно своего «колодца», где, как пел Владимир Высоцкий на пластинке моего детства, «бегают фантазии на тоненьких ногах», а «Чеширский кот — совсем не тот, кто чешет языком». Кстати, в новосибирской постановке Глеба Матвейчука Чеширский кот показывается в виде японского кота-бакэнэко, личного Хранителя Алисы, самурая-котэ, загадочного и неуловимого, как само Время. А времени-то земного у Алисы совсем мало: кома — состояние нестабильное, пограничное, весы между жизнью и смертью. Часики-то тикают. И вот тут возникает вопрос: зачем так сложно жестить в детском спектакле? Ребёнку вполне хватило бы простой игровой условности — Алиса спит, видит сон и путешествует по своей внутренней стране чудес, собирая из пазлов-эмоций свою целостную Личность. Хотя, допускаю, что современных деток таким примитивным сюжетным твистом вряд ли удивишь — сегодня даже реальная жизнь иногда на триллер похожа.

В детстве я обожала музыкальный дискоспектакль «Алиса в Стране чудес» на стихи Владимира Высоцкого, который был выпущен студией «Мелодия» на двух грампластинках, — закрывала глаза и путешествовала в своей голове. И в чём-то мой воображариум был похож на пространство, сконструированное художником-сценографом Евгением Тереховым и художником по костюмам Еленой Симоновой, где в живой пустоте вращается люминесцентным блюдечком странный мир, нежно поцелованный Тимом Бёртоном. А уж эти бегающие фантазии — гномы, бабочки, гусеницы, карты на ножках, смешные, трогательные, нелепые, чудо чудесное, хочу такое! Алиса хохочет, растворяется в детском ми-ми-ми, танцует на пару со Шляпником (Алексей Корнев) ирландский степданс, одним словом, кружит земля, как в детстве карусель, оставайся, Алиса, с нами, будешь нашим королём! Но остаться не получится, Королева (Екатерина Боброва) уже вышла замуж за Кролика (Алексей Кучинский), жаждет массовой казни, мечтает найти дверь в реальный мир, но эту дверь ищет Алиса и очень не хочет, чтобы Королева нашла портал, потому что та... АААААААА! Я честно пыталась следить за сюжетом, но в какой-то момент сломалась, ибо перестала понимать логику сюжетных арок (спойлер — её мало) и просто позволила своему внутреннему ребёнку хлопать в ладоши. Красивое же!

Странно удивила любовная линия Королевы и Кролика — страсть, мачизм, напор, агрессия, костюмы красного цвета, ого-го какой накал в детской сказочке 12+! Кролик в красных плюшевых штанцах, конечно, ещё тот нарцисс, так он в Алисином психическом пространстве за эгоизм и отвечал. А Королева — ещё та штучка, гневливая, прямая, как шпала, — хочу и точка! Эгоизм и гневливость — настоящий алхимический брак, интересная концепция. Очень трогательная линия Шляпника: «Алиса, я тебя люблю!», но молчит Алиса, потому что трудно признаться в любви к самому себе, хотя это и есть основа целостности. И это не самовлюблённость Кролика, а принятие себя самого со всеми закидонами и гусями — да, я есть вот такой, и другого меня у меня нет. Страна чудес — это я. Приятно познакомиться. Собственно, с этой простой мыслью Алиса выходит из комы.

Можно долго и нудно разбирать нюансы драматургии, но делать этого не хочется, потому что «Глобус» уверенно выходит на свой традиционный полный метр, когда визуал, актёрская игра и музыка звучат единым целым — все осязаемые ноты чистые, и это большая зрительская радость. У «Пряничного домика» появился конкурент, но пусть их будет больше.

Кому понравится спектакль «Алиса в Стране чудес»?
Да всем! Это реально семейный мюзикл, где каждый сможет найти себе «занятие», — дети обожают атмосферу загадки с примесью страха, который начинается со слова «вдруг», а взрослые просто прокатятся на «карусели детства». Создатели считают, что «Алиса в Стране чудес» придётся по душе и подросткам, но тут трудно что-либо предполагать. Если честно, то мы с трудом представляем 15-летнего «зайчика» на этом спектакле. Разве что с младшим братом или сестрой.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!