Ася Шумилова, «Вечерний Новосибирск»
Десятого декабря в
«Глобусе» состоится премьера мюзикла «НЭП» по
«Педагогической поэме» Макаренко.
Новая экспериментальная премьера — так в шутку расшифровывает аббревиатуру «НЭП» постановочная группа спектакля.
Эксперимент, который сейчас происходит в театре, действительно грандиозен по масштабу и авантюрен но сути. Поставить нечто новое всегда непросто, тем более если дело касается такого жанра, как мюзикл.
Музыкальный руководитель проекта и дирижер Алексей Людмилин считает, что перенос европейских и бродвейских мюзиклов на российскую сцену — не самое удачное мероприятие. Поэтому идея создать свой сибирский мюзикл была принята в театре на «ура». После долгих дебатов в основу будущего мюзикла решено было положить «Педагогическую поэму» Макаренко.
— Мне всегда было любопытно узнать, можно ли перенести на сцену произведения Макаренко, — говорит автор музыки и либретто Елена Сибиркина. — Надо признаться, что «Педагогическая поэма» — одна из моих любимых книг, а также это любимое произведение моей мамы. Поэтому работать над музыкой и диалогами будущего мюзикла мне было вдвойне интересно. Конечно, перенести на сцену все произведение легендарного педагога невозможно, но, скажу прямо, от первоисточника осталось многое. Самые яркие эпизоды вошли в либретто. А музыку я написала очень быстро. В мюзикле нет высокотехничных вокальных партий, так как петь, танцевать и говорить на сцене будут не вокалисты, а драматические актеры. Поэтому я старалась написать музыку, максимально удобную для исполнения.
До начала репетиций в «Глобусе» был проведен кастинг среди талантливой молодежи города. Таким нестандартным образом в театре появились хор и симфонический оркестр. Алексей Людмилин проявил весь свой педагогический дар в работе с новым коллективом, в состав которого наравне с профессионалами вошли юные исполнители, учащиеся музыкального колледжа.
Один из самых востребованных на сегодняшний день российских балетмейстеров Эдвальд Смирнов (Санкт-Петербург) сумел в сжатые сроки превратить разношерстную толпу в синхронно танцующую массовку. Он говорит, что работать с молодежью ему очень интересно, и не беда, что многие из них не имеют профессиональной подготовки, ведь их искренность и энергия способны компенсировать все исполнительские oгрехи.
По замыслу режиссера-постановщика Алексея Крикливого, на сцене одновременно будут петь и танцевать около ста человек. Алексей говорит, что главное и самое трудное в работе над мюзиклом — попасть в волну. Если она в самом начале не захлестнула тебя с головой, то есть шанс выплыть к нужному берегу. Во всяком случае, считает режиссер, с кастингом театр не ошибся.
Доцент кафедры музыкального театра ГИТИСа (Москва) и преподаватель Новосибирского театрального института Анатолий Ахреев, сидя в зрительном зале, наблюдает, как его студенты-четверокурсники проходят на сцене актерскую практику.
— Моим ребятам крупно повезло, — говорит Анатолий Владимирович. — Редко кому выпадает такая удача, еще будучи студентами, принимать участие в столь грандиозном проекте. Сейчас они проходят свои театральные университеты. Кстати, в спектакле, кроме студентов, заняты ребята с улицы, прошедшие кастинг. Они еще нигде не учатся, но можно смело сказать, что некоторые из них — потенциальные абитуриенты театрального института. Вообще в городе сложилась уникальная ситуация: в молодежном театре ставится мюзикл о молодых и для молодых силами самих молодых. Такого в театральной истории города еще не было.
В афишах «НЭП» заявлен как мюзикл для вашей семьи. Действительно, но идее спектакль должен быть интересен всем зрителям от мала до велика. Так детей прежде всего заинтересуют стремительно развивающееся действие и зажигательные мелодии, их родителей — экскурс в историю без морализаторства и мрачных подробностей.
— Нам было важно передать атмосферу, которая царила тогда, в двадцатые-тридцатые годы прошлого столетия, — говорит Алексей Людмилин, — когда на первом месте была идея, а не деньги. Считаю, что из исторического опыта нужно научиться извлекать не только негативное, но и хорошее. Этим мюзиклом мы хотим показать, что люди жили, любили, радовались... Думаю, Макаренко нашей трактовкой остался бы доволен...