Гадкий утенок
7
мая вторник
11:00, 14:00
12
мая воскресенье
11:00
Путем взаимной переписки
10
мая пятница
18:00
10 мая 18:00 · пятница
Путем взаимной переписки
16+
Малая сцена Владимир Войнович
16+
Cabaret
11
мая суббота
18:00
12
мая воскресенье
15:00
11 мая 18:00 · суббота
12 мая 15:00 · воскресенье
Cabaret
18+
Большая сцена мюзикл Джо Мастерофф, Джон Кандер, Фред Эбб
18+
Ревизор
14
мая вторник
18:30
14 мая 18:30 · вторник
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
14
мая вторник
14:00, 18:30
14 мая 14:00, 18:30 · вторник
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Всем кого касается
15
мая среда
18:30
16
мая четверг
14:00
Каштанка
15
мая среда
18:30
15 мая 18:30 · среда
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
Игроки
16
мая четверг
18:30
16 мая 18:30 · четверг
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Собаки
17
мая пятница
14:00, 18:30
17 мая 14:00, 18:30 · пятница
Собаки
12+
Большая сцена по повести Константина Сергиенко «До свидания, овраг»
12+
Горе от ума
17
мая пятница
18:30
Премьера
Премьера
17 мая 18:30 · пятница
Горе от ума
16+
Малая сцена Александр Грибоедов
16+
Счастливый неудачник
18
мая суббота
14:00, 18:00
18 мая 14:00, 18:00 · суббота
Счастливый неудачник
12+
Большая сцена полувероятная история Вадим Шефнер
12+
Генерал и его семья
18
мая суббота
18:00
18 мая 18:00 · суббота
Генерал и его семья
18+
Малая сцена Тимур Кибиров
18+
Отрочество
19
мая воскресенье
14:00, 18:00
19 мая 14:00, 18:00 · воскресенье
Отрочество
12+
Большая сцена по мотивам повести Льва Толстого Ярослава Пулинович
12+

Практика разврата

9 Сентября 2013

Рита Логинова, «Сибурбия»

Вопрос «А жить зачем?», заданный Толстым в «Крейцеровой сонате» больше ста лет назад, так и остался висеть в воздухе: человечество продолжает, следуя чувственным порывам и «естественному человеческому свойству», размножаться, и конца этому не видно. Делать из повести эсхатологическую трагедию пока рано, да и незачем, а вот разобраться с тем, как и почему в пределах семьи один человек разрушает и забирает жизнь другого, хотя можно было бы просто развестись, — всегда есть смысл. Что и сделал в одноимённом спектакле главный режиссёр новосибирского театра «Глобус» Алексей Крикливый.

Как и у Толстого, действие происходит в поезде и во времена, судя по костюмам, примерно толстовские или около, правда, не в плацкарте, а в вагоне-ресторане — в нём проще найти свободные уши.

Свет и звук, мигание и скрежет имитируют железную дорогу так убедительно, что соседка по ряду шепчет: «Вы чувствуете, кресла шатаются?»

А когда Крикливому надо, чтобы вагон превратился в гостиную, а высокие рассуждения столкнулись с низкой действительностью, он пускает в зал запах запечённой курицы — её едят гости на званом вечере у Позднышевых под известный монолог главного героя о том, какая «страшная вещь музыка».

«Погладь меня, погладь, вот здесь», — бормочет, всхлипывая, герой Лаврентия Сорокина, Позднышев, лёжа на коленях у супруги Лизы (Екатерина Аникина) после очередной ссоры, и ещё не зарезанная им жена гладит его по голове. Этого нет у Толстого.

Эта виньетка, как и многие другие, рассыпанные по глобусовской премьере, делает спектакль совместной работой Крикливого и Толстого, а не просто «экранизацией» произведения Льва Николаевича.

Спектакль в одно действие, час сорок густого толстовского текста без антракта, мог бы стать моноспектаклем с одним только Сорокиным, но, слава богу, не стал, иначе получилось бы слишком высоколобо. Крикливый полифонически раскладывает длинный позднышевский рассказ на других персонажей. Монолог о том, как хорошо женщинам известно, чего хотят от них мужчины, он отдаёт сестре Лизы (Светлана Галкина, она же играет официантку в вагоне-ресторане, с рассуждений которой о настоящей вечной любви начинается спектакль). В момент, когда Позднышев говорит о врачах, в частности, об Иване Захарыче, который «очень хорошо знает, что он ничего не знает и ничему помочь не может», слово перехватывает сам Иван Захарыч (Евгений Важенин, он же — проводник поезда, который спорит с официанткой о браке в начале спектакля).

На игру Сорокина можно смотреть неотрывно, как на воду или на огонь. Крикливый выводит его героя диким невротиком, без тени здравого смысла, с большим самомнением и ещё большей мнительностью. Сорокин играет отвратительного, вызывающего крайнюю брезгливость персонажа, изматывающего жену сперва похотью, а затем ревностью. Он то с гримасой ужаса отчитывается нам о годах, прожитых в ненависти к жене, то пугает официантку взрывами ярости, то заискивает с залом и свое тихое «извините» произносит, глядя на кого-нибудь из зрителей (хорошо, если не на вас). Да, он не хочет быть смешным, он хочет быть страшным, но столько раз за полтора часа перешучивается с вами, снижая градус всё нарастающего ужаса, и провоцирует смех, которому не было места у Толстого, что в итоге он именно смешон.

Толстой сам хоть и практик разврата, но его последствий — теоретик. И Позднышев у него хоть и убийца, но довольно праведный, что ли, к тому же раскаявшийся. Классик находит этому убийству глубоко социальное объяснение и почти оправдывает Позднышева, причину его преступления видя не столько в нём самом, сколько в устройстве общечеловеческого порядка — и эта теоретическая глыба довольно скучно смотрелась бы на сцене. Поэтому более приземлённая интерпретация Крикливого всем только на руку, но он, тем не менее, не веселить людей собирается, а заставить трезво, в отличие от Позднышева, взглянуть на себя и свои отношения.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272