Татьяна Коньякова, «Вечерний Новосибирск»
В
преддверии своего
70-летия «Глобус» продолжил ретро-программу с
элегическим названием «Пять вечеров». На
этот раз в
гостевом зале собрались
те, кто определял жизнь театра в
40–50-х. Воспоминаниям вместе с
актерами предавались работники театра, журналисты и
зрители...
История, как известно, бывает внутренняя и внешняя. Если говорить об истории внешней, то идеологически продвинутые ждановские пятидесятые были для людей искусства, прямо скажем, не очень. Боролись с космополитами, изгоняли из искусства формализм, выпускали милые постановления типа «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» или «О журналах «Звезда» и «Ленинград»... Прокрустово ложе идеологических догм было столь узко, что, как говорится, ни вздохнуть ни охнуть. Наш ТЮЗ ни в диссидентах, ни в даже умеренно диссидентствующих тогда не ходил, и все издержки того времени, естественно, впитал. Впрочем, устраивать разборки и шельмовать идеологически продвинутые 50-е никто не собирался. И вообще, «история внешняя» интересовала собравшихся мало, больше увлекались историей внутренней, домашней...
Как раз в это время ТЮЗ вернулся из эвакуации из Анжеро-Судженска. В труппе появились впервые заслуженные артисты Зоя Булгакова, Павел Цетнерович, Василий Макаров... Руководил театром воспитанный на мхатовских традициях Исай Сапожников. В театр пришли те, кто определил его жизнь в последующие три десятилетия — Вильгельмина Эйрих, Евгений Лемешонок, Владимир Кузьмин, Виктор Орлов, Анастасия Гаршина... Существовала традиция (потом утраченная) — устраивать совместные среды за круглым столом «театральщиков» и «газетчиков». На этих непринужденных «посиделках», в бесконечных спорах решалось, каким быть театру, в какую сторону идти, какой репертуар выбирать...
Сквозь идеологические догмы прорывались через классику. «Обломов» с Виктором Орловым в главной роли стал тогда для театра работой этапной. Критика, правда, спектакль разругала, определила несовременным, стоящим в стороне от первостепенных задач и вообще недостойным советского зрителя. Из современного репертуара тех лет тоже есть что вспомнить с удовольствием. «Юность отцов» Бориса Горбатова, «Гастелло» Исидора Штока или «Всадник, скачущий впереди» Юрия Принцева...
Ретро-вечер в театральной гостиной прошел нескучно. Ностальгические беседы разбавлялись бытовыми сценками из жизни и фрагментами спектаклей того времени. Гвоздем программы стал занятный дуэт Зои Булгаковой и Анастасии Гаршиной из «Юности отцов», где вечно юная травести Зоя Булгакова, надев буденовку, сыграла мальчишку-бойца, который вдохновенно рассказывал своей партнерше о встрече с Лениным во сне и горячо возмущался по поводу наличия девчонок на фронте... Вполне в духе романтики того времени.
Очередная встреча в гостевой «Глобуса» будет посвящена следующему периоду истории театра — его «золотому десятилетию».