Высокое чувство на фоне низменных событий

19 ноября 2008
Виктория Дорошенко, «МК в Новосибирске»

21 и 22 ноября в «Глобусе» пройдет премьера спектакля Алексея Песегова «Циники»

В то голодное время, когда «все мужчины своим возлюбленным тащат муку и пшено», Владимир — глав­ный герой спектакля Песегова — носит своей любимой цветы. Люди в кожаных чер­ных плащах кричат в толпе о новой власти. На балконах развеваются красные зна­мена. Вместо цокота каблуч­ков на мостовой — гром сол­датских сапог. Казалось бы, время, когда любить запре­щено. Один человек решает разрушить этот «миф». Но, к сожалению, миф оказыва­ется реальностью...

Спектакль минусинского режис­сера Алексея Песегова поставлен по роману Анатолия Мариенгофа «Циники». Потомственный аристо­крат, выпускник Дворянского инсти­тута Александра II, Мариенгоф, как вы уже догадались, не был любим­цем советской власти. Книга была названа «антиобщественной», и первый раз была напечатана в Берлине в 1928 году.

Русскоязычная публика смогла ознакомиться с романом запре­щенного дворянина лишь двадцать лет назад. А в 1991 году Дмитрий Месхиев экранизировал роман по сценарию Валерия Тодоровского.

А в 2000 году в Минусинске Песегов поставил уже своих «Циников». В этот раз на новоси­бирской сцене, с другими актера­ми, с иным подходом Алексей Алексеевич снова берется за роман Мариенгрофа. По словам режиссера, «за эти годы много изменилось, роман видится по-другому». Изрядно постарев­ший главный герой вспоминает свою молодость. Значит — и самую большую в жизни любовь. Эта история — не просто тоскливый рассказ старика о пылкой молодости. Приват-доцент Влади­мир (заслуженный артист Евгений Калашник и Алексей Кучинский) — последний романтик страны Сове­тов. Его «муза» Ольга (Анна Михайленко) — прекрасное хрупкое соз­дание с напевной речью, аристо­кратическими повадками и огненно-рыжими волосами.

Развязка — самое непредска­зуемое, что может быть в этом спектакле. Мрак сцены озаряет внезапное веселье. Правда, недолгое.

Постановка действительно получилась мрачная. На сцене нет никаких декораций, кроме моста вдалеке и трех железнодорожных путей. Они имеют одно начало и три разветвления. Герой подобен старинному богатырю. Ему при­дется сделать выбор. Ведь один из путей заканчивается обрывом.

Так, чтобы скрадывать пустоту сцены, режиссер пользуется све­том. Но за несколько дней до пре­мьеры случился технический казус — осветительную программу при­шлось строить заново. Но режис­сер завистливо спокоен. И снова создается освещение, и снова избранные лучи выборочно пада­ют то на одного героя, то на дру­гого. Создается впечатление, что весь зал находится в какой-то без­донной дыре, и только они могут как-то выбраться из мрака.

 Я не думаю, что спектакль уж очень мрачный. Там достаточно много забавных сцен, — утвержда­ет режиссер. — Но при этом он интригующий и напряженный. Мы, естественно, не будем бежать сломя голову, делать «клиповость». «Циники» — эстетичный спектакль. Плакать будут все. А как еще? Искусство должно вызы­вать эмоцию. Слезы — это очище­ние. Это же не трагические слезы, не слезы несчастья, не слезы от того, что ты видишь грустное зре­лище, — это твое воображение работает, чувства работают. А чув­ства должны работать все: от слез до смеха. Так что хотите «почув­ствовать» — приходите.

Алексей Песегов — заслуженный деятель искусств РФ (2002 год), худрук Минусинского драматического театра. Обладатель трех премий «Золотая маска». За 30 лет прошел путь от монтировщика сцены до художественного руководителя. Новосибирскому зрителю известен по спектаклю «Русское варенье» по книге Людмилы Улицкой, поставленный в этом году.