Анастасия Лукина, «АиФ на Оби»
Школа жизни для театральной сцены
К 31 году режиссер Вячеслав Тыщук успел закончить мехмат НГУ, пройти школу жизни на Аляске и с отличием сдать выпускные экзамены в мастерской прославленного российского режиссера Марка Захарова в РАТИ-ГИТИС.
Этой осенью в Новосибирск он заглянул совсем ненадолго, чтобы воплотить на сцене театра «Глобус» свое видение известной детской сказки «Муми-тролль и комета». О математике, шторме в море и столичной жизни Вячеслав рассказал нашему корреспонденту.
— Мне очень нравилась математика, она доставляла мне огромный интеллектуальный кайф еше в школе, — признается режиссер. — Потому НГУ был закономерным выбором. А уж там совершенно случайно пристрастился к театральным кружкам. В детстве я вообще считал, что театр только для девочек. А когда увлекся — понял, что это круто. И все же я очень удивился, когда после НГУ меня приняли в театральное училище. Я бы сейчас сам себя не взял, слишком наивным был.
— Быстро наивность пропала?
— Нет. Первый серьезный жизненный опыт я получил, когда отправился зарабатывать деньги на Аляску. Четыре месяца мы работали рыбаками. Это был адский труд — 16часов в день без отдыха. В океане нас преследовала морская болезнь, несколько недель постоянно рвало, жуткая слабость и усталость, желание все бросить и вернуться домой. Но такой кардинальный шаг помог нам изменить свои судьбы. Заработанные деньги я потратил, чтобы поехать в Москву и поступить в ГИТИС.
Выход есть
— И как Москва? Говорят, провинциалам там трудно начинать...
— После Аляски это был детский утренник (смеется). Я вообще считаю, что страхи «Вдруг не получится?» надо выкинуть из головы. Границы — они не на карте, они в голове. Вот много учиться сложно было, но это уже от способностей зависит. Еще одному очень важному жизненному правилу меня научила Америка, которую я очень люблю. Учась в университете, я два лета подряд ездил туда по студенческой программе Work and travel работать официантом. Так вот, там люди живут по принципу «За все происходящее с тобой отвечаешь ты сам». Я считаю, что это золотое правило. Можно всегда концентрироваться на каких-то неудачах и говорить, как все ужасно. А можно взять ответственность на себя и сказать: «Да, ситуация сложная, но в каждой ситуации есть выход». Я, например, собрался посмотреть Чикаго. Туда я добрался, а на обратном пути деньги кончились. На тот момент я не очень хорошо знал английский язык и не мог объяснить, куда мне нужно. Я добирался на попутках, говоря водителям название ближайших окрестностей на пути к Нью-Йорку. Зато я увидел намного больше мест и выучил новые слова на английском. А ведь мог бы и растеряться...
Преодолеть страх
— А почему в Новосибирске вы ставите спектакль про Муми-тролля? Что можно вытянуть из старой сказки?
— Не скажите. Есть два варианта постановки «Муми-тролля и кометы», причем их отличают даже нюансы сюжета. В одной версии Муми-тролль идет искать комету сам, а в другой мама и папа договариваются отправить сына в путешествие, потому что он очень боится кометы. Это две совершенно разные установки. В моем спектакле Муми-тролль уходит сам. Есть такая известная мифологема: мальчик уходит из дома в лес, чтобы встретиться с опасностью и стать взрослым. Когда он оказывается со страхом лицом к лицу и побеждает его, у него появляется невеста. Вот такая мощная архетипическая история и у меня в сюжете. Преодолеть страх — это очень важно. Этим летом я пережил один удивительный опыт: в Подмосковье прыгал с подвесного моста на Москве-реке. Это было очень страшно, но в то же время это было преодоление страха. На меня произвела впечатление мама, которая прыгала с моста со своим четырехлетним сыном. Она убила в нем страх, и после этого он стал прыгать сам. Хоть это происходило и не на сцене, но жизнь — это ведь тот же театр, где люди — те же персонажи.