Гадкий утенок
7
мая вторник
11:00, 14:00
12
мая воскресенье
11:00
Путем взаимной переписки
10
мая пятница
18:00
10 мая 18:00 · пятница
Путем взаимной переписки
16+
Малая сцена Владимир Войнович
16+
Cabaret
11
мая суббота
18:00
12
мая воскресенье
15:00
11 мая 18:00 · суббота
12 мая 15:00 · воскресенье
Cabaret
18+
Большая сцена мюзикл Джо Мастерофф, Джон Кандер, Фред Эбб
18+
Ревизор
14
мая вторник
18:30
14 мая 18:30 · вторник
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
14
мая вторник
14:00, 18:30
14 мая 14:00, 18:30 · вторник
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Всем кого касается
15
мая среда
18:30
16
мая четверг
14:00
Каштанка
15
мая среда
18:30
15 мая 18:30 · среда
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
Игроки
16
мая четверг
18:30
16 мая 18:30 · четверг
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Собаки
17
мая пятница
14:00, 18:30
17 мая 14:00, 18:30 · пятница
Собаки
12+
Большая сцена по повести Константина Сергиенко «До свидания, овраг»
12+
Горе от ума
17
мая пятница
18:30
Премьера
Премьера
17 мая 18:30 · пятница
Горе от ума
16+
Малая сцена Александр Грибоедов
16+
Счастливый неудачник
18
мая суббота
14:00, 18:00
18 мая 14:00, 18:00 · суббота
Счастливый неудачник
12+
Большая сцена полувероятная история Вадим Шефнер
12+
Генерал и его семья
18
мая суббота
18:00
18 мая 18:00 · суббота
Генерал и его семья
18+
Малая сцена Тимур Кибиров
18+
Отрочество
19
мая воскресенье
14:00, 18:00
19 мая 14:00, 18:00 · воскресенье
Отрочество
12+
Большая сцена по мотивам повести Льва Толстого Ярослава Пулинович
12+
Сказка о рыбаке и рыбке
6
июня четверг
11:00, 16:00
Премьера
Премьера
6 июня 11:00, 16:00 · четверг
Сказка о рыбаке и рыбке
6+
Малая сцена Александр Пушкин
6+

Сибирь в экспериментальном порядке

14 Декабря 2011
Роман Должанский, «Коммерсантъ»

В Новосибирске завершился традиционный театрально-музыкальный Рождественский фестиваль — самый крупный форум подобного рода в Сибири. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.

У Рождественского фестиваля, который когда-то придумал и до сих пор проводит новосибирский молодежный театр «Глобус», двоякая задача. Для города (если говорить о театральной программе) он важен как возможность посмотреть лучшие столичные театральные новинки, а для столичных наблюдателей — соблазнительная возможность увидеть спектакли новосибирских театров. Что касается первой задачи, то, кажется, никакие трудности не могут помешать организаторам привезти тот или иной спектакль — для «Кроткой» Московского ТЮЗа в репетиционном зале «Глобуса» построили специальный «театр в театре», воспроизводящий белую комнату, в которой этот спектакль играется в Москве. Конечно, фестиваль думает о зрителе и о кассе, но приоритет просветительских, творческих задач здесь очевиден.

Любопытно, что и московские спектакли при разумной организации дела выстраиваются на выезде в какой-то особый сюжет. И политическая жизнь подбавляет вдруг перцу: яростные «Отморозки» Кирилла Серебренникова игрались в дни сразу после думских выборов, отчего температура зрительского отклика была гораздо выше, чем можно было бы ожидать. А старая-престарая «Женитьба» Театра имени Маяковского (тот самый подарок кассе, без которого не обойтись), поставленная изгнанным труппой год назад худруком Сергеем Арцибашевым, соседствовала с «Будденброками» Молодежного театра, недавно поставленными пришедшим теперь на смену Арцибашеву Миндаугасом Карбаускисом. Так что и эхо громких московских театральных скандалов разнеслось по Новосибирску. Впрочем, в самом городе никаких модных дискуссий о едино- или двуначалии в театральном деле и о тандемах менеджеров и художников не ведется: в лучших театрах Новосибирска давно утвердилась «директорская модель» руководства, и если смотреть только на этот город, то ни о какой другой модели и задумываться не станешь.

В обоих знаменитых театрах города, «Глобусе» и «Красном факеле», есть главные режиссеры, но их работе никак не противоречит то, что лица театров, в первую очередь «Глобуса», во многом определяют приглашенные режиссеры, часто — совсем молодые, почти всегда — воспитанники знаменитых мастеров. Ученик Сергея Женовача Сергей Юмов только что выпустил в «Глобусе» оригинальную «Грозу» Островского. Напридумывал режиссер много, на несколько спектаклей хватило бы: и видеопроекцию с картинами великих сюрреалистов, и «ожившую» Волгу, этакую величаво-опасную женскую стихию, сыгранную актрисами театра, и немало всякого другого, но наутро после спектакля всего не вспомнишь — потому как разрозненные, плохо сцепленные друг с другом «придумки» в единое целое не складываются. То же можно сказать и про героев: частности вроде бы интересные (так, Лаврентий Сорокин отлично сыграл Дикого), подчас весьма острые и забавные, но про саму Катерину толком ничего не понятно: по сюжету она идет топиться, а по настроению — чаю напиться.

Ученица Олега Кудряшова Полина Стружкова решила не покорять большую сцену «Глобуса», ушла вместе с Аркадием Гайдаром на малую: режиссер вспомнила про повесть «Чук и Гек» как про любопытный материал для небольшого детского спектакля. Могло бы получиться очень изящно: Стружкова решила сделать историю из звуков — вместе с художником Марией Кривцовой она превратила сцену в студию, где якобы записывается радиоспектакль. Текст Гайдара читает ведущий, а всех персонажей старой истории про двух мальчиков, потерявших телеграмму и оказавшихся с мамой в зимней тайге, разыгрывают двое актеров. Сцена буквально заставлена большими и маленькими приспособлениями, которые позволяют добавить к словам необходимые звуки — стук дверей московской квартиры, шуршание бумаги, лязг колес поезда дальнего следования, скрип снега в лесу и т. д.

Спектакль, с одной стороны, не окунается в ностальгию по советским временам, потому что является, в сущности, театральным аттракционом, с другой стороны, не выглядит умозрительной формальной затеей — в нем есть наивность и теплота. Иное дело, что режиссер не выдерживает ею же заданный принцип и часто прибегает к прямым иллюстрациям текста, в то время как любая визуализация должна была бы рождаться только из необходимости услышать тот или иной звук. Молодые режиссеры, впрочем, имеют право быть непоследовательными — зато они приносят в театр свежую энергию. Разумеется, только в те театры, которые последовательны в своем стремлении пробовать и рисковать.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272