С «Моей Марусечкой» – по «подсобкам» быта и бескрайней реке бытия

27 февраля 2004

Татьяна Коньякова, «Вечерний Новосибирск»

 Сегодня в театре «Глобус» — премьера спектакля «Моя Марусечка» по повести Александры Васильевой. Осуществляет постановку московский режиссер Марина Брусникина.

«Моя Марусечка» — история грустная, светлая и, как говорят, «с веселой сумасшедшинкой». Она возвращает нас во времена не столь далекие с их прекрасными людьми и сложными обстоятельствами. Марусечка — уборщица в рыбном магазине, существо тихое и смиренно несущее свой жизненный крест. Таких марусечек тысячи, мимо них проходишь, не замечая, а «они то блаженны, и их есть Царствие Небесное». Ее жизнь — будни магазинной подсобки, где каждодневная суета текучки причудливо переплетается с фантасмагорией партсобраний торгашей и чередой эпатирующих жизненных ситуаций...

Свою «историю про Марусечку» мало кому тогда известная писательница из Вологды Александра Васильева опубликовала четыре года назад на страницах журнала «Знамя». И читатель буквально влюбился в ее прозу. Повесть получила годовую премию журнала за лучший дебют и вошла в букеровский шорт-лист... «Из слюны, слезы, из бабьего городского фольклора, замешанного на сплетне, жестоком романсе и суевериях», она сумела на наших глазах слепить сон, притчу, почти апокриф, — восхищенно писали о дебютантке маститые литераторы, — она подняла обыденность быта до высот бытия«.

Режиссера, по ее признанию, изначально потрясла лишь драматическая, трагическая тема этой истории, и «был соблазн вытащить именно ее». Но постепенно происходило постижение всей сложности и многослойности материала, его ассоциативной тонкости и богатства, понимание, что текст очень органичен и на части неделим.

Марина Брусникина специализируется на так называемом «литературном театре» — ставит только прозу и поэзию, которые не переводятся на язык драматургии, повествование лишь раскладывается на лица. В ее театре нет ролей в привычном понимании этого слова, здесь все актеры играют одновременно и часто одного героя по очереди. Именно из таких коллективных рассказов и складываются ее спектакли-рассказы, спектакли-беседы, в которые зритель вовлекается на правах равного, «своего», допущенного до самого тонкого и сокровенного. Легкий, сыгранный, импровизационный диалог завораживает уже с первых минут, не отпуская ни на миг и не давая расслабляться, чтобы не потерять нить этого увлекательнейшего разговора.

 Мне интересно делать то, что делаю я, — говорит Марина Брусникина, — драматургией занимаются многие, занимаются интересно и по-разному, и там, как мне представляется, очень трудно сказать что-то новое. Хотя я работала со студентами над драматическими текстами и знаю, что это такое. Но я, например, ни за что не взялась бы ставить «Вишневый сад», я видела, как это делал Питер Брук или как это делал Эфрос, и у меня нет осознания, что я понимаю что-то лучше и тоньше. А тут берешь совершенно новый «ничей» материал — тебе не с кем сравнивать, и тебя никто ни с кем сравнивать не будет...

Спектакль намеренно сделан предельно просто и безыскусно, без замысловатых режиссерских придумок и ходов.

 Мы к этому и стремились, — говорит Марина, — материал замечательный сам по себе, его не надо никуда вытягивать. У автора — потрясающее образное мышление, совершенно неожиданный ассоциативный ряд и умение видеть невероятный срез самой, казалось бы, неприметной ситуации...

В спектакле заняты заслуженные артистки России Ирина Нахаева, Тамара Седельникова, Людмила Трошина, Галина Яськова и другие.

***

Марина Брусникина, актриса, режиссер, педагог. Играет в труппе МХАТа им. Чехова, преподает сценическую речь в Школе-студии МХАТ, снимается в кино. Спектакли ставила на новой сцене МХАТа и в театре «Сатирикон». Новосибирский зритель мог познакомиться с ее работой «Пролетный гусь» по рассказам Виктора Астафьева, на гастролях в нашем городе МХАТа в апреле 2003 года.