Роман Самгин: «Моя задача, чтобы артисты хорошо играли»

5 сентября 2012
Инна Кремер, новостная лента сайта театра «Глобус»

Комедия «Лес» по пьесе знаменитого русского комедиографа Александра Островского уже в октябре займет свое достойное место в классическом репертуаре «Глобуса». Ставит новый спектакль московский режиссер Роман Самгин. В преддверие премьеры Роман Савельевич рассказал о причинах выбора драматургического материала, о работе с «глобусовскими» актерами и многом другом.

 Вы ставите преимущественно комедии и отдаете предпочтение классическому материалу. Почему?

 Потому что комедия по классической пьесе — это театр не просто веселый, но и умный. В идеале театр всегда умный и веселый. Написать пьесу хорошую — это адский труд. Отразить мир в диалогах, выстроить драматургически — это редчайший дар. Поэтому без Островского нам не обойтись. Островский — это такой мастер драматический сцены. Он, конечно, драматург номер один из всех русскоязычных. В принципе Островский такой автор, которого очень сложно испортить. Можно, наверно, какой-нибудь навязчивой режиссурой. Но даже если просто артистам выучить текст и произносить его, будет уже интересно. Ведь сам текст прекрасный. Язык. И пьеса «Лес» очень хорошая. Конечно, что-то надо адаптировать немножко. Мы адаптируем. Но в этой речи сегодня есть какая-то радость. И дополнительный комедийный момент. Момент дистанции, момент игры. У Островского удивительно музыкальные фразы. Я еще заметил, что вообще у многих режиссеров с его пьесами связаны начало карьеры, большой удачи. У моего учителя, Марка Анатольевича Захарова с «Доходным местом» была первая серьезная удача. Фактически первым моим спектаклем был спектакль по пьесе «Бешеные деньги». Я ощутил тогда, что этот автор дает какую-то дополнительную подъемную силу и становится прекрасным учебным материалом и для актера, и для режиссера. Он прекрасно театр чувствовал, жизнь понимал, умел характеры выписать. Ну что говорить! Я получаю от его текста физическое наслаждение. И артисты с удовольствием репетируют. Это счастье, что есть возможность репетировать Островского, еще и деньги за это получать. Надо его просто понять и найти, что тебя в нем сегодня занимает. Поди напиши сегодня пьесу, где дама за пятьдесят влюбилась в восемнадцатилетнего мальчика! Ситуация-то интересная, правда?

 С пьесой «Лес» вы уже работали, для вас это материал известный...

 Я этот материал захотел сделать после «Скупого» с артистами «Глобуса» два года назад. Подумал, что Лаврентий Сорокин может Несчастливцева играть, Илья Паньков — Счастливцева. А начал эту работу в Москве и поставил в антрепризе. Спектакль там идет хорошо, успешно, но я понимал, что мне много еще в этом тексте интересно. Для меня постановка «Леса» в «Глобусе» — первый опыт сочинения спектакля заново, прежде были повторы. Вот, скажем, «Пигмалион» я сейчас сделал, который приедет к вам на фестиваль «Новосибирские сезоны» в октябре, — мне все в нем ясно и второй раз делать его я не буду. А «Лес» продолжает меня волновать. И в Новосибирске мы сочиняем совсем другой спектакль. И художник на этом спектакле другой, и актерские индивидуальности не похожи. В Москве Гурмыжскую играет Мария Аронова, а здесь будет Людмила Трошина — они совсем разные, и по природе, и по возрасту. В пьесе есть тема театра, тема актерства, тема профессии, тема старения — все это меня волнует, и про это я и делаю совсем новый спектакль.

 Вы из тех режиссеров, которые имеют готовый план и четко по нему работают. Совпадают ли индивидуальности артистов «Глобуса» с вашим замыслом?

 У меня есть план, но хороший спектакль всегда сочиняется вместе с артистами. Коллективная творческая энергия — уникальная вещь, и в этом одна из прелестей нашей работы. Когда я начинаю репетировать, я к людям подключаюсь, вхожу с ними в эмоциональный контакт и уже выстраиваю спектакль на них. Как Питер Брук сказал прекрасно о режиссере, помните? Мне понравилось это определение. Люди заблудились в лесу, никто не знает, куда идти. Один человек берет на себя смелость и говорит: «Пойдемте туда». Вот это и есть режиссер. Это гениальное определение профессии режиссерской. Очень точное. Как можно что-то знать? Можно предполагать, но ведь идем-то мы все вместе. Я люблю, когда есть актерская радость взаимодействия, заразительность, игра с залом. Для меня отстраненные построения недорого стоят. Моя задача, чтобы артисты хорошо играли. С нами работает выдающийся хореограф Олег Глушков, лауреат Государственной премии, которого я уговорил приехать. Он выстраивает три хореографических номера в соответствии с особенностями артистов. Трошина маленькая, а Никита Сарычев очень высокий, и на этом тоже можно интересно сыграть.

 Что для вас означает образ, вынесенный в название пьесы «Лес»?

 Для меня Лес — это такая жизнь, ее устройство, которую нам надо пройти, но куда идти, мы не знаем. Настоящая комедия, это когда под смешным таится ужас жизни. В хорошей пьесе, в высокой комедии так. Хороший современный театр в своих вершинах нравится всем. Но этого так мало. И вообще, это условное разделение «современный театр» — «не современный театр». Это разделение для того, чтобы структурировать людей, которые зарабатывают себе этим на жизнь. На самом деле есть хорошие талантливые вещи, что в одной стилистике, что в другой. Но их всегда мало.

Напомним, что премьера комедии «Лес» состоится 10, 11 октября 2012 года на большой сцене театра. Начало в 18.30.