Меж двух миров

21 июня 2016
Елизавета Печеркина, «Театрон»

Рано или поздно каждый задумывается о смерти. Что дальше: другой мир или пустота? Или вообще что-то совсем иное, выходящее за рамки человеческой мысли. Спектакль по пьесе французского драматурга Эрика-Эммануэля Шмитта «Отель двух миров», поставленный Павлом Хариным в новосибирском театре «Глобус», вполне может ответить на такой вопрос. На вопрос, который волнует не одно поколение. Или если не ответить, то хотя бы рассказать о своем взгляде на потусторонний мир.

Отель двух миров — это пристанище людей, которые находятся между жизнью и смертью. Пять человек, пять абсолютно разных персонажей, попавших в этот мир. Они приходят в это место по разным причинам и уходят из него с разным опытом. Они из разных социальных слоев и с разным здоровьем. Но здесь, в отеле, они равны. Герои не знают, куда приведет их лифт: в неизвестность или обратно в земную жизнь. Куда укажет стрелка? Вверх? Вниз?

Жюльен Порталь (Владимир Дербенцев), главный редактор спортивного журнала, человек совсем непростой. Его поначалу даже жаль. Потерявшийся по жизни, он раз в два года меняет работу, кутит, чрезмерно выпивает, из-за чего попадает в этот промежуточный мир. Попадает как по сценарию: выпивает, садится за руль и засыпает, а просыпается уже в отеле, похожем то ли на больницу, то ли на что-то другое. Но это место меняет его полностью. На протяжении спектакля происходит полное перевоплощение героя. Жюльен от человека пофигиста, не знающего цену жизни, превращается в человека верующего в свет, а самое главное — любящего. Именно любовь к смертельно больной девушке Лоре (Светлана Грунина) и меняет его. В жизни она не может двигаться как все люди. Она не может жить как все. Она прикована к постели много лет. Но и ее отель меняет. Она наконец-то находит своего возлюбленного и обретает благодаря знакомству с магом новое сердце. Да, она не вспомнит (а, может, и не узнает) в своей земной жизни, кто именно дал ей сердце, но главное, она обрела его.

Владимир Дербенцев, хотя я и ожидала другого исполнителя, на мой взгляд, сыграл безупречно. Переходы от спокойного героя к вспыльчивому и рушащему все на своем пути были резки и очень правдоподобны. А его дуэт со Светланой был просто идеальным, в эту любовь легкой, воздушной Лоры и измученного жизнью Жюльена можно поверить.

Я была приятно удивлена, что попала на тот спектакль, где роль мага Раджапура играл сам режиссер. Павел Харин кстати уже много лет служит театру «Глобус» как актер, а теперь, окончив режиссерский факультет НГТИ, служит храму уже совсем в другой роли (хотя, чему удивляться, ведь нередко в театральном мире происходят такие «метаморфозы»). Конечно, было заметно, что актер забывает слова. Но эти «перепутывания» нисколько не испортили общей картины. Ведь персонажи пьесы и должны быть живыми, и путаница в словах всегда правдоподобна.

Маг Раджапур достаточно интересный персонаж. Он единственный прожил в этом отеле полгода — по сути вечность. Он встречал людей, а потом провожал их. Но, пожалуй, перед уходом в другой мир маг раскрылся сам. Он исповедовался перед этими душами. Раньше Раджапур только слушал, теперь говорил сам. Вряд ли можно сказать, что, жертвуя своим сердцем ради Лоры, он руководствовался только милосердием. Да, всем хочется удержать момент своей жизни, но кто изъявит желание сидеть полгода в этом отеле, не зная, когда и чем это закончится? Вспоминая о своей умершей 20-летней дочери, он ставит на ее место Лору. И она становится для не просто приходящим-уходящим человеком, а именно дочерью. Жертвуя своим пребыванием в земном мире, он дарует девушке жизнь.

Уборщица Мари (Ирина Нахаева) — прелестная женщина, которая впустую потратила свою жизнь. Даже в том месте, где уборка совершенно не нужна, она умудряется несколько раз протереть пыль и несколько раз перестелить постели, потому что ничего кроме этого она не может делать. Ах, да, еще может сплетничать. Рассказывая о своей жизни, она говорит, что самыми счастливыми днями ее жизни были дни, проведенные в больнице. Почему? Потому что за нее убирались другие люди. Она безумно любит своих дочерей, и совершенно не жалеет, что всю свое существование отдала им. Она мечтает в следующей жизни быть философом, но когда наступает момент подходить к лифту, Мари пытается его оттянуть. Человеку всегда присущ страх неизвестности.

Единственный, кого пребывание в отеле ничему не научило — это президент Дельбек (Юрий Буслаев). Даже здесь, между жизнью и смертью, он по-прежнему думает о деньгах. Казалось бы, какие деньги, какой бизнес? Но лишь это для него имеет огромную цену. В то время как другие, находясь здесь, жертвуют собой и начинают осознавать истинный смысл жизни, он бормочет себе под нос, что не отдаст сыновьям в наследство свой бизнес.

Не простой персонаж и доктор С. (Елена Гофф). Он это или она — неизвестно. Для каждого доктор предстает в разном теле. Этакий привратник, который на самом деле не может помогать постояльцам отеля, но все же делает это. Именно она подкладывает визитку племянника Раджапура, чтобы его отключили, и чтобы его сердце отдали Лоре. Интересно, что именно сердце становится связующим органом между пятью персонажами.

Финал истории открытый. Каждый человек выбирает свой. Жюльен заходит в лифт и... спектакль не дает ответа, куда его душа уезжает: вниз или вверх? И только слова Доктора С. ставят все на свои места. «Вы только верьте». Да, нам только нужно поверить в чудеса...