Фантастический коктейль Мартина Мак-Донаха

2 октября 2008

Татьяна Коньякова, «Вечерний Новосибирск»

В театре «Глобус» идут репетиции спектакля малой сцены «Королева красоты»

Ставит спектакль молодой режиссер Анна Зиновьева, которая в прошлом театральном сезоне заявила о себе детским спектаклем «Три поросенка». Анна — выпускница Новосибирского театрального училища, несколько лет была актрисой «Красного факела», затем закончила Высшее театральное училище им. Щукина (курс Леонида Хейфица) и поставила несколько спектаклей в театрахАлма-Аты, Томска и в Учебном театре Новосибирского театрального института. «Королеву красоты» режиссер прочитала, прежде всего, как пьесу про внутреннюю несвободу, отсутствие Бога и отсутствие любви.

 Все персонажи живут в «коробке», — говорит она, — Мак-Донах — страшный провокатор. И «Королева красоты» — демоническая пьеса, страшная...

Пьеса была написана Мартином Мак-Донахом в 1997 году, поставлена на Бродвее, затем по всей Европе и принесла автору мировую славу и ряд престижных премий. Западная пресса окрестила ее «чудом современного театра». Это история о домашней войне, которая идет между пожилой мамой Мэг Фолан (ее сыграет Людмила Трошина) и её взрослой дочерью Морин (Елена Ивакина). И это пьеса о любви (в мужских ролях заняты Павел Харин и Никита Сарычев). Как полагают постановщики спектакля, бытовой реализм Мак-Донаха — это только видимость, под которой «искрится фантастический коктейль из сентиментальной мелодрамы, гротесковой комедии, броского „театра жестокости“ и философской притчи».

Специально для постановки «Глобуса» был осуществлен новый авторский перевод, аутентичный оригинальному тексту. Его сделала Яна Глембоцкая, кандидат филологических наук, проректор по научной работе Новосибирского государственного театрального института.

Интересно, что «пойти в писатели» братьев Мак-Донахов сподвигла нелюбовь к школе и отсутствие родительского надзора. Мартин Мак-Донах(Martin McDonagh) родился в 1970 году в районе Камбервелл в Лондоне. Вскоре оставив двоих сыновей в лондонской квартире, родители вернулись в Ирландию. Братья были предоставлены сами себе. В 16 лет Мартин, забросив учебу, засел перед телевизором с чипсами и колой на несколько лет, живя на пособие. Его учителями были Мартин Скорсезе, Дэвид Линч и Квентин Тарантино. Первые два десятка радиопьес и сценариев для телесериалов были отвергнуты редакциями. И лишь после «Королевы красоты» на него обрушилась слава. Далее были «Череп из Коннемары», «Сиротливый Запад», «Калека с острова Инишмаан», «Лейтенант с острова Инишмор» и "Привидения с острова Инишер","Человек-подушка«, «Красавица из Линеля»... По нескольким сценариямМак-Донаха сняты фильмы («Шестизарядный револьвер», получивший «Оскара», и вышедший на экраны в этом году «Залечь на дно в Брюгге», снятый самим Мак-Донахом).

«Я хочу писать такие пьесы, — заявляет он о своем писательском кредо, — которые бы немного встряхнули людей». Его сочинения выстроены по принципу киномонтажа, полны надежд-обманок и жутковатых развязок, стройных рифм и лихих поворотов сюжета, держащих в напряжении.

Райкин ставил «Королеву красоты» на сцене своего «Сатирикона». Спектакли по пьесе были также поставлены в театре имени Вахтангова, Саратовском академическом театре юного зрителя и Санкт-Петербургском государственном академическом театре им. Ленсовета. В Новосибирске пьеса ставится впервые. Премьера назначена на 15–16 октября.