Темный лес

19 октября 2012
Виктория Антонова, «Континент Сибирь»

В театре «Глобус» на прошлой неделе состоялась премьера комедии «Лес». Примечательно, что еще в сентябре новосибирцы могли лицезреть ту же постановку, но в интерпретации театра Ленсовета. Казалось бы, при таком сравнении творение местных мастеров могло бы померкнуть, но этого не случилось. Публика приняла премьеру очень позитивно, а критики говорят, что «театральный Новосибирск» не уступил в этом случае Петербургу.

Комедию «Лес» эксперты называют настоящим «театром в театре», где герои плетут интриги, лукавят и сами попадаются на удочку мошенников, обольщают и обольщаются, влюбляются и строят козни возлюбленным.

Кстати, Александр Островский начал писать «Лес» в конце лета 1870 года в Щелыкове, а закончил в декабре. Как и многие предшествующие пьесы, она еще до своей публикации читалась в кругу артистов, в частных домах и была принята восторженно. Первое чтение ее в Петербурге состоялось у брата драматурга.

Комедия вызвала к себе огромный интерес у любителей театрального искусства. Премьера пьесы в Петербурге на сцене Александрийского театра состоялась 1 ноября 1871 года. В Москве «Лес» впервые был представлен на сцене Малого театра 26 ноября 1871 года. Спектакль прошел с большим успехом. Островский вспоминал: «Этот спектакль ясно показал, что московская публика любит и ценит меня: когда после пятиактной моей пьесы „Лес“ я вышел на сцену, вся публика в театре встала, этой чести из всех русских литераторов удостоился только один я».

С тех пор «Лес» — одна из самых популярных пьес на российской театральной сцене. Среди нашумевших постановок последних лет: Малый театр (режиссер Юрий Соломин), Театр на Малой Бронной (режиссер Лев Дуров), Театр на Литейном (режиссер Григорий Козлов), МХТ им. Чехова (режиссер Кирилл Серебренников).

Режиссер Роман Самгин, рассказывая о спектакле, говорит, что комедия по классической пьесе — это театр не просто веселый, но и умный. «В идеале театр всегда умный и веселый. Написать пьесу хорошую — это адский труд. Отразить мир в диалогах, выстроить драматургически — это редчайший дар. Поэтому без Островского нам не обойтись. Островский — это такой мастер драматический сцены. Он, конечно, драматург номер один из всех русскоязычных. В принципе, Островский такой автор, которого очень сложно испортить. Можно, наверное, какой-нибудь навязчивой режиссурой. Но даже если просто артистам выучить текст и произносить его, будет уже интересно. Ведь сам текст прекрасный», — заключает Смагин.

Из зрительного зала

Татьяна Богомолова, директор компании «БальмонтЪ»:

 Обычно я принимаю решение, куда можно сходить, в зависимости от свободного времени. Если оно есть, любое культурное мероприятие мне по душе. Про этот спектакль можно сказать, что стараниями режиссера даже с молодыми актерами в составе получилась прекрасная постановка. Игра актеров была великолепна и очень реалистична. Спектакль прошел на одном дыхании. С удовольствием сходила бы еще раз. Оформление тоже было на высшем уровне — костюмы, музыка, акустика, освещение. Все в целом передавало реалистичную картину спектакля. Желаю всем посещать мероприятия и развиваться духовно!