Маргарита Антонович, «Пенсионеры online»
В Новосибирске с 11 по 16 апреля на сцене театра «Глобус» проходят обменные гастроли Новокузнецкого драматического театра.
Директор театра Марина Евса, представившая свой коллектив зрителям, сказала, что рада первому контакту и первым гастролям в сибирской столице театра, которому в этом году исполняется 80 лет. Все шесть привезенных спектаклей — премьерные, и творческое кредо коллектива — соответствовать времени, быть востребованным зрителем.
Что ж, это, на мой взгляд, у артистов получилось. Зрительская аудитория (в основе своей — молодежная) с интересом воспринимала спектакль «Дон Жуан», поставленный по пьесе Ж.-Б. Мольера в духе времени, нестандартно и динамично. Он рождал здоровый контакт со зрителями — они смеялись, эмоционально откликаясь на все происходящее на сцене.
Скупое, но весьма выразительное оформление трансформировалось по ходу действия, как бы тоже участвуя в нем и дополняя его. Неизменными акцентами на протяжении всего спектакля оставались лишь безмолвная фигура Командора — живого свидетеля всего происходящего и огромный крест, который постоянно менял свое положение — от статично прямого и вертикального до раскачивающего на цепях.
Крест, видимо, был главным смысловым резонатором постановки. Тем более что режиссер (Роман Феодори) акцентировал в главном герое богохульство, доходящее до исступления. Дон Жуан (Евгений Лапшин) — малопривлекательная личность здесь, он весьма далек от привычного нам по другим постановкам и авторам образа — этакого светского повесы, легкомысленного и харизматичного покорителя женских сердец. Здесь это — прямолинейно-грубый бабник без всякого изящества, отрицающий всю и всяческую мораль. Он прямая противоположность своего слуги Сганареля (Александр Шрейтер), а не привычного нам пособника своего барина Лепорелло. Он откровенно осуждает своего хозяина и вступает с ним в постоянные схватки по поводу моральной его стороны действий, но легко идет на внешний компромисс при виде золотых монет.
Самая обаятельная в своем естестве в спектакле крестьянская пара — невеста Шарлотта (Мария Стринада) со своим женихом Пьеро (Андрей Кюзель).
Любопытна режиссерская находка — исполнение одним актером нескольких образов, дополняющих смысловую нагрузку спектакля, что позволяет расставить нужные акценты и параллели. Так, Мать Дон Жуана, она же Эльвира, она же — Шарлотта, а Отец — он же Каменный гость, Пьеро и Нищий. Это «работает» и заставляет задумываться о многом: ничто в жизни не бывает случайным, за все в ней надо платить по тем поступкам, которые совершил, и, наконец, об истоках этих поступков.
Оригинально общее оформление спектакля, глубоко продуманное и работающее на главную идею, — свет (Елена Алексеева), сценография (Кирилл Мартынов), пластика (Татьяна Безменова), костюмы (Даниил Ахмедов). Словом, начало гастролей многообещающее. Будем ждать следующих спектаклей.