Всепобеждающее чувство?

21 февраля 2014
Ирина Тимофеева, «Ведомости»

В марте в «Глобусе» благодаря труппе новосибирского театра, одному из самых остроумных французских комедиографов Пьеру Мариво и режиссёру Роману Феодори состоится «Триумф любви».

Роман Феодори — один из ярких представителей современной российской режиссуры, номинант и обладатель спецприза жюри Национальной театральной премии «Золотая маска». С 2011 года он возглавляет Красноярский ТЮЗ, при этом в своём творчестве стенами одного театра не ограничивается. Поставил более тридцати спектаклей в России и за рубежом как по классике, так и по современной драматургии. Критика оценивает режиссёра как самобытного художника со своим мировоззрением и энергозатратными, эмоционально напряжёнными спектаклями.

Выбор режиссёра пал на изящную комедию, написанную французским драматургом Пьером Мариво в эпоху Просвещения. Как известно, для этого периода в истории характерен как небывалый прогресс, так и падение нравов. В центре истории находится женщина — юная царица Спарты Леонида, которая путём интриг взошла на трон. По воле случая в лесу она встречает законного наследника Агиса, пленяется его красотой и решает завоевать сердце юноши, взамен отдав ему любовь и корону...

 Для нас эта история заключается в том, что нет ничего предосудительного, стыдного и страшного в человеческой чувственности, — комментирует режиссёр Роман Феодори. — Постыдно убийство, изнасилование, воровство, война. Вот об этом мы должны говорить стыдясь, и нам должно быть неудобно и страшно. А говорить о человеческом теле, о чувстве, о токе, который проходит между двумя людьми, — нормально. И прекрасные драматурги предшествующих времён за это ратовали и были правы. Все персонажи Мариво постоянно рефлексируют на тему того, какие эмоциональные и чувственные процессы в них происходят. Их непрерывно волнует, какая любовь в них сейчас живёт, что она с ними делает, откуда она берётся. «Торжество любви» — ещё то название! Торжество над чем? Над милосердием, над добротой, над чуткостью? Язык повествования, образы, символы, обороты — всё говорит о блестящем уме автора и его иронии. Не о сарказме, не о залихватском юморе, а о грустной иронии. Мы, работая над спектаклем, пробуем соответствующий тон.

Вслед за драматургом, который создал хитроумный сюжет и перенёс его в древнюю Спарту, создатели спектакля тоже совершили скачок во времени. Но их вектор направлен в далёкое будущее, когда на земле осталось совсем немного людей. Продолжится ли род человеческий, зависит от того, в чью пользу завершится борьба разума над чувственной природой. К слову, в работе над спектаклем вся творческая группа придумывает необычные решения. Например, в процессе сочинения спектакля возник брехтовский ход, когда артист бросает историю персонажа и выходит на собственное высказывание через исполнение зонгов (как известно, так обозначались музыкальные номера пародийного, гротескного характера, которые звучали в «эпическом театре» Бертольда Брехта в виде интермедии или авторского комментария). Музыка, написанная московским композитором Ольгой Шайдуллиной, исполняется новосибирской музыкальной группой, которая будет выходить на сцену. Для создания зонгов взяты стихи из эротической поэзии эпохи Просвещения. Хореографию «Торжества любви» выстраивает Наталья Шурганова (Москва). А сценографическое решение, которое создал московский художник Даниил Ахмедов, само по себе является смысловым высказыванием.

В ролях: Екатерина Аникина (Леонида, царица Спарты, под именем Фокиона), Марина Кондратьева (Корина, горничная Леониды, под именем Гермидаса), заслуженный артист России Илья Паньков (Гермократ, философ), заслуженная артистка России Людмила Трошина (Леонтина, сестра Гермократа), Алексей Кучинский (Агис, сын Клеомены), Денис Васьков (Димас, садовник Гермократа), Иван Басюра (Арлекин, слуга Гермократа).

Премьера «Торжества любви» состоится 6-го и 7 марта на большой сцене театра «Глобус».

Роман ФЕОДОРИ, режиссёр спектакля «Торжество любви»:

«Говоря словами Тростянецкого, „дилетант всегда ставит себя, а профессионал — драматурга“. Сначала ты пытаешься везде найти свою тему, но обогащают тебя именно драматурги, которые приходят в твою жизнь. Ты знакомишься с их зашифрованным посланием, открываешь его, пытаешься понять его тему, вытащить её и пойти за ним».