Ирина Тимофеева, «Ведомости»
В
театре «Глобус» открылась первая в
Сибири лаборатория по
сторителлингу
— «Искусству рассказывать истории».
— Вспомните Гомера, Шехерезаду и даже Кота учёного, — размышляя о корнях популярного в Европе жанра, который стал осваиваться и в нашей стране, говорит московский куратор проекта Елена Новикова, единственный в России официальный сторителлер, прошедший обучение в Европе. — В центре технологии — человек, напрямую передающий аудитории свою историю, свои знания. Рассказ может быть основан на сказках, мифах или литературной классике. Хотя наличие литературной основы вовсе не обязательно. В пространстве сторителлинга ты существуешь в трёх позициях: личность, рассказчик и персонаж. Главный кит — твой персональный опыт, необходимый для передачи персонажу. Рассказчик движет сюжет. Персонаж останавливается на каких-то конкретных игровых местах и проигрывает их, а личность в итоге даёт всему этому оценку.
Мастер-классы лаборатории уже стартовали, 22 марта в спецпомещении театра артисты «Глобуса» расскажут истории по мотивам нескольких шекспировских произведений, а кульминацией проекта станет выступление московских артистов. 24 марта на малой сцене театра «Глобус» они представят новосибирской публике лабораторный вариант спектакля Елены Новиковой в жанре сторителлинга, впервые поставленного на драматической сцене. Это «Песни о Силе» по пьесе Любы Стрижак, премьера состоялась осенью 2013 года в Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина. Ничего привычного для зрителя: ни декораций, ни реквизита, ни музыки, ни специального света, — анонсируют создатели. Вместо этого — живое общение с публикой, которое потребует от артистов владение искусством рассказывать истории, а от зрителей — умение слушать.
— Сторителлинг я определяю просто — «кино для бедных», где нет экрана и спецэффектов, а есть только актёр. И от его рассказа, который он передаёт зрителю, возникает этакое «кино с чувствами», — выделяет особенность жанра ассистент режиссёра Виталий Щанников. — Для артиста жанр — редкая возможность ни от кого не зависеть, самому расставлять нужные акценты, насыщать эпизоды собственным опытом. Возможность возникновения диалога с публикой — это наивысший пилотаж. Это интересный опыт, когда зритель включается в диалог, становится помощником истории. Сторителлинг для меня — мама, рассказывающая сказку на ночь своему ребёнку. Например, сказку про Колобка, в которую она вставляет дневной эпизод про то, как поступил папа, т.е. включает в пересказ вещи, которые беспокоят, волнуют лично её — в мире, в самой себе...