Яна Колесинская, «Сибнет»
Можно позавидовать тем, у
кого накануне Рождества случается событие, создающее оптимистический праздничный настрой.
Событие, обеспечившее глубокие рождественские впечатления, — это Десятый юбилейный международный рождественский фестиваль искусств (РФ), проходивший в Новосибирске с 27 ноября по 20 декабря. Театр «Глобус» устраивает этот форум точно по часам: раз в два года в конце зимы. Квалифицированная публика Новосибирска заранее планирует свой декабрь, по опыту зная, что значительная часть культурного багажа складывается из мероприятий РФ. Спектакли, концерты, встречи объединяют зрителей в особое фестивальное братство. Люди превращаются из толпы в сообщество, которое аплодирует не из приличия, а по велению сердца. «Толпа — это когда люди похожи друг на друга в низменном. А когда они совпадают в высоких душевных порывах, то реакции у них, может быть, схожи, только при этом индивидуальность расцветает, а не нивелируется», — сказал об этом феномене на встрече со зрителями Константин Райкин, показавший в рамках РФ моноспектакль «Вечер с Достоевским».
Индивидуальность расцвела у 57 тысяч зрителей. Это новосибирцы, жители 25 районов Новосибирской области, гости, приехавшие из соседних городов специально на РФ. Среди них есть такие, кто смотрел все фестивальные программы, начиная с самой первой. Московский критик Роман Должанский удостоился почетной грамоты от дирекции фестиваля как почетный гость, посетивший все 10 РФ начиная с 1995 года. Тогда, 18 лет назад, фестивальных мероприятий было всего 13. А теперь за 24 фестивальных дня публика побывала на 230 мероприятиях (из них 180 мероприятий в области), показанных на 23 площадках. В программе Х рождественского фестиваля — 8 ведущих театров России и зарубежья, 34 музыканта из 6 стран мира, 27 творческих коллективов Новосибирска. «Начиная фестиваль 18 лет назад, мы мало могли себе представить, что со временем он превратится в такое огромное ожидаемое событие — не только для города, но и для России в целом», — сказала в телеинтервью директор Международного рождественского фестиваля искусств Татьяна Людмилина.
Кого-то завсегдатаи РФ ждали как старого знакомого, регулярность встреч с которым дает перманентный творческий тонус, очищает душу, настраивает на лучшее. Константин Райкин приезжал в пятый раз, Сергей Юрский — в третий. На прошлом фесте публика познакомилась с латвийским режиссером Алвисом Херманисом, привозившим спектакль по произведениям русского классика — «Рассказы Шукшина», и вот он опять устроил парадоксальное знакомство с нашим родным языком. «Соня» по рассказу Толстой, которую Херманис поставил у себя в Новом рижском театре, — совершенно новое, ошеломляющее, парадоксальное прочтение классики, аналогов которому трудно отыскать. Спектакли Херманиса, как пишет критик Марина Давыдова, «могут примирить отчаянного западника и яростного славянофила, любителя продвинутого артхауса и певца простых театральных форм».
«Соня» проводит свою жизнь на колесах — с 2006 года уже успела побывать на двадцати фестивалях. В программе РФ значился и вовсе непревзойденный путешественник, занесенный в книгу рекордов Гиннеса «как самый гастролирующий спектакль, который посмотрело самое большое количество зрителей». На момент внесения в книгу шедевр был показан 10 тысяч раз, и это не окончательная цифра. Заявление Сергея Образцова оказалось провидческим: «Спектакль на все времена». В театре, который теперь носит его имя, «Необыкновенный концерт» был поставлен в 1946 году. С тех пор ушли и Сергей Образцов, и Зиновий Гердт, сменились поколения исполнителей, а яркое, хлесткое и умопомрачительно смешное действо живет по сей день. Это редкой породы искусство, которое адресовано не только эстетам, а зрителям любого образования и возраста, от сантехника до профессора, от малышей до их бабушек.
Десятый РФ посетил еще один гиннесовский герой — легендарный скрипач Найджел Кеннеди. Его пластинка «Времена года» с импровизациями произведений Антонио Вивальди стала самым продаваемым классическим произведением всех времен и народов — было раскуплено 2 млн копий. Публика РФ услышала это исполнение живьем! Музыкант с фамилией американского президента выступал на достойной сцене — в недавно открывшемся концертном зале имени Каца. Здесь же открывал РФ музыкант и композитор Михаил Плетнев, который впервые за семь лет вышел на сцену как пианист. Концерт с новосибирским симфоническим оркестром стал для него первым за пределами Москвы после столь объемной паузы. Один из лучших пианистов мира, лауреат десятка международных премий Борис Березовский и камерный оркестр новосибирской филармонии закрыли РФ. По словам Татьяны Людмилиной, авторитет и уровень рождественского фестиваля искусств таковы, что его уже посетили все коллективы, заслуживающие признания и уважения. Но в культурном контексте зажигаются новые звезды, а значит, РФ себя не исчерпает никогда!
И пусть будут истиной слова Константина Райкина о театре, которые можно отнести к искусству в целом: «Православная церковь, точнее некоторые ее современные деятели, говорят, что театр — это чистый грех. А я вижу в театре много высокого — по-настоящему, такого служения, что тут и работникам церкви поучиться бы иногда»...