Евгения Буторина, «Пенсионеры онлайн»
В рамках X Международного Рождественского фестиваля новосибирцы увидели спектакль Сергея Юрского «Полёты с ангелом. Шагал».
Народному артисту России в марте исполнится 78 лет. Возраст солидный. Время мудрости.
— Я не загадываю далеко, я не строю долгосрочных планов, — признается артист. — Я ставлю перед собой конкретные задачи. Вот сегодня — сыграть спектакль. Завтра — улететь в Москву — а там будет видно.
Два дня в Новосибирске выдались насыщенными. Два с половиной часа на сцене Юрский не просто играет Шагала — в этом спектакле он отыгрывает множество персонажей — тех, кто сыграл в жизни Марка Шагала значимую роль, тех, кто направлял художника — будь то старый фотограф или нарком Луначарский, французский поэт или учитель в художественной студии в Витебске...
— Настраивался я на эту работу два года, — рассказывает Сергей Юрский, — размышлял, собирал труппу. А репетировал — всего два месяца. Этот спектакль идет в какой-то мере поперек сегодняшней тенденции развития театра. За мою уже долгую, почти шестидесятилетнюю сценическую жизнь я всего второй раз играю пьесу в стихах. Первая была — «Горе от ума» в большом драматическом театре. Но то был Грибоедов. А современную пьесу в стихах не играет, по-моему, никто. Эта пьеса написана «шекспировским» стихом. Он довольно легко ложится на слух. Может, в первые минуты и есть какое-то недоумение. Но это задает ритм всему спектаклю. Рифм там нет.
Спектакль — о жизни Шагала, о пути художника, о любви и ненависти, о двадцатом веке и о нас с вами...
— Вот сейчас я записывал поздравление новосибирским пенсионерам с Новым годом, — говорит Сергей Юрский, — и я сказал, что важно помнить, что ты изменился, что ты уже не тот, что двадцать, тридцать лет назад. Многие говорят: «А чем мы хуже молодых?» Хуже! Гораздо хуже. Потому что старее. Поэтому некоторые роли я отставил, и отставил вовремя. Скажем, Сталин, которого я играл в Театре современной пьесы. Я поставил эту пьесу и играл ее десять лет, но отставил, потому я стал старше Иосифа Виссарионовича даже в момент его смерти. И то же самое касается каких-то концертных номеров, которые я исполнял. А здесь — возраст Шагала 98 лет. И я могу себя смело чувствовать на сцене. И с этой точки зрения смотреть на весь спектакль.
А спектакль — это последняя секунда жизни человека. В этой секунде всплывает все, что составляло главный смысл его жизни.
Марк Шагал никогда не был участником групп — политических, художественных... Он пережил революцию, фашизм, чудовищный антисемитизм — и все это в одиночку. Ему для счастья надо было немного. Краски и холст. Нету? Карандаш и бумага. Нету? Мел и стена.
И этот человек, ни у кого не учившийся и никого не научивший — у него нет ни учителей, ни учеников — стал при жизни абсолютно признанным художником. Он нарушил все законы — мальчик из еврейской семьи, он стал художником. Нарушил заветы Бога — по еврейской традиции нельзя рисовать людей. Он нарушил законы живописи — в его картинах нет никакой правильной перспективы. И вот этот человек, нарушитель всех законов, расписывал католические храмы в самых мощных городах Европы, расписывал Гранд-опера в Париже. Но и став вот таким признанным и высокооплачиваемым, он продолжал рисовать. Он всегда работал и дожил до 98 лет.
Потрясающе интересная фигура!
— Мне говорили: «Ты понимаешь, что это провал?! Пьеса в стихах!» — рассказывает продюсер спектакля Леонид Роберман. — Но я счастливый человек, потому что меня судьба свела с Сергеем Юрьевичем. Когда у него возникла идея создания спектакля «Полеты с ангелом. Шагал», у меня выбора не было, я понял, что есть возможность сделать уникальный спектакль. Ведь к этому имеет отношение человек, который являет собой театр, и который, пройдя через многое, сохранил самое основное, что может быть ценного — это личность.
Спектакль идет более полугода. Билеты на него в Москве достать непросто.
Когда на одной сцене царят Шагал и Юрский — успех обеспечен.