Евгения Буторина, «Пенсионеры онлайн»
Почти год спектакль «Добрый человек из
Сезуана» по
пьесе Бертольда Брехта с
аншлагами идет в
Московском драматическом театре
им. А.С.Пушкина. На
Рождественском фестивале увидели его и
новосибирцы. В
театре «Глобус» прошла пресс-конференция с
артистами театра, исполняющими главные роли в
спектакле.
Мне жаль, что я не посмотрела этот спектакль в советские годы... Тогда история о том, как выжить среди нищеты и остаться добрым человеком выглядела бы философской притчей.
И да, я в курсе, что тогда была другая постановка Брехта и вовсе не Александра Урсуляк металась по сцене, пытаясь выжить...
Но что сделаешь, если сегодня Брехт актуален, как никогда, и отрешиться от поисков решения сегодняшних проблем и сосредоточиться на вечном очень трудно.
В общем, почти век назад Бертольд Брехт написал такую почти причту о проститутке Шен Те, неожиданно облагодетельствованной богами. Но, чем больше добра делала Шен Те, тем больше бед сыпалось на ее голову. Пока не появился вдруг ее двоюродной брат, жестокосердный Шуй Та... И проблемы, которые он ставил, за век не изменились.
Впрочем, сегодня мы — не о грустном.
Спектакль Юрия Бутусова, который он поставил в театре имени Пушкина, стал одним из самых ярких театральных событий Москвы и, безусловно, украшением Х Рождественского фестиваля, который в эти дни заканчивается в Новосибирске.
Спектакль полон музыки Пауля Дессау в исполнении ансамбля солистов «Чистая музыка» под руководством музыканта и композитора Игоря Горского, а зонги звучат в живом исполнении артистов. Яркий, жесткий, предельно эмоциональный спектакль получился удивительно музыкальным. И Игорь Горский с гордостью говорит, что, судя по отзывам в социальных сетях, зонги стали хитами, и достаточно много молодых людей сегодня скачивают их просто как песни.
Александра Урсуляк, Вера Воронкова, Александр Арсентьев и Александр Матросов рассказали, как рождался спектакль: когда шторы в репетиционном зале были задвинуты, а уборщицам было запрещено наводить порядок, чтобы не сбить настрой. Как бережно относился режиссер к актерским импровизациям. Как на ходу артистам пришлось учить немецкий язык, потому что зонги исполняются на немецком.
— Вообще еще весной мы были уверены, что будем репетировать «Идиота», — рассказал Александр Матросов, — а когда осенью собрались к началу сезона — оказалось, у нас в репертуаре Брехт...
И вот уже почти год «Добрый человек из Сезуана» идет в театре с аншлагами. Спектакль приглашают на фестивали, ему вручают премии. Молодые артисты театра Пушкина становятся звездами — о них говорят в театральном сообществе, их хвалят мэтры.
Успех спектакля сопоставим с той давней любимовской постановкой, которую сегодня называют классикой театра. И неудивительно, что артисты мечтают, а руководство театра уверено, что сотрудничество с Юрием Бутусовым будет продолжено.
Вот только ответа на вопрос — как выжить и сохранить в себе доброту, сострадание и умение любить, оказывается, не знают даже боги.
Так что решать придется самим.
А я так надеялась...