Елена Макеенко, «Афиша»
Рождественский фестиваль искусств проходит в
Новосибирске раз в
два года и
делится на
две полноправные части
— драматическую и
музыкальную
— за
которые отвечают соответственно театр «Глобус» и
Филармония. Собирая в
рамках одной программы пару десятков столичных спектаклей и
мировых музыкальных имен, организаторы ставят зрителей перед нелегким выбором. Афиша составила гид по
главным событиям фестиваля.
«Константин Райкин. Вечер с Достоевским», режиссер Валерий Фокин. Театр «Сатирикон»
Человек-«Сатирикон» перед лицом достоевщины
Несмотря на то, что над постановкой по мотивам «Записок из подполья» работало десять человек, а заняты в ней семеро, никого не удивляет вынесенное в название имя. Константин Райкин в спектакле исполняет роль Подпольного, а в драматической программе рождественского фестиваля — хедлайнера среди актеров. Вечер Райкина с Достоевским критики называют не только бенефисом звезды «Сатирикона» (даже режиссерская роль Валерия Фокина здесь подается будто бы номинально), но и большим экспериментом над актерской формой, для которого нужно быть актером с большой буквы. В том, что Райкин таковым является, ни у кого сомнений не возникает, и, может быть, именно поэтому особую симпатию в масштабном полотне вызывает умение исполнителя оставлять место для самоиронии между погружениями в бездны.
Театр «Глобус», вт 3, ср 4 декабря, 19.00
«Соня», режиссер Алвис Херманис. Новый рижский театр
Женская мелодрама, в которой нет ни одной актрисы
Спектакль по одноименному рассказу Татьяны Толстой может сбить потенциального зрителя с толку фотографией на афише: нарумяненный мужчина в образе нелепой грузной тетки — обещание если и не очень смешной комедии, то, по крайней мере, ее отчаянной попытки. На деле же зрителей ждет мелодрама, причем сделанная с тонким чутьем к эмоциям и нежной любовью к деталям, в чем и писательница Толстая, и режиссер Херманис схожи. Героиня с грубой внешностью и чувствительной душой, сыгранная одной мимикой, молча существует внутри повествования рассказчика. А история об обидном розыгрыше в блокадном Ленинграде способна дать насмеяться и наплакаться всем, кто склонен принимать происходящее на сцене близко к сердцу.
Театр «Глобус», пт 6, сб 7 декабря, 19.00
«Старый сеньор и...», режиссер Виктор Никоненко. Театр кукол им. Образцова
Кукольные притчи для взрослых и детей
Театр Образцова на фестиваль привозит сразу три спектакля, в том числе классический «Обыкновенный концерт» и детский «Снеговик» по сказке Андерсена. Но самой интересной обещает стать импровизация на тему произведений Габриэля Гарсиа Маркеса «Старый сеньор и...». Это три новеллы в духе магического реализма, разыгранные ростовыми марионетками без нитей. Автором идеи и режиссером выступил художник, постановщик и оператор Виктор Никоненко. Одной из особенностей его спектакля стал кинематографический эффект кадрирования и крупных планов, которые работают благодаря использованию «черного кабинета» на сцене.
Камерный зал филармонии, пн 9 декабря, 19.00
«Полеты с ангелом. Шагал», режиссер Сергей Юрский. Московский драматический театр им. Ермоловой
Школа старых мастеров
Не так часто на рождественский фестиваль привозят великих артистов. На этот раз приезжает Сергей Юрский, и, хотя его спектакль — очевидный подарок тем, кто предпочитает современным театральным экспериментам что-нибудь старое-доброе, этой постановке в экспериментальности тоже не откажешь. Во-первых, сам Юрский выступает здесь и в качестве режиссера, и в качестве исполнителя сразу девяти ролей (в том числе, конечно, главной — Марка Шагала). Во-вторых, роли эти он исполняет так, чтобы в зазоре оставаться самим собой — художником и собеседником, но в то же время размножает сущности (в пьесе Зиновия Сагалова было всего два действующих лица), центрируя действие и свой творческий поиск вокруг главного героя. В-третьих, жанр спектакля определен как «пародийно-сатирическое представление», хотя понятно, что сюжет шагаловской жизни от Витебска до Парижа и его творчество — тема непростая. В спектакле также занята Наталья Тенякова: она исполнит роль матери Шагала, и попробуйте при этом не вспомнить их с Юрским комический дуэт в фильме «Любовь и голуби». Одно из главных мест в представлении отведено живому оркестру.
Театр «Глобус», ср 11, чт 12 декабря, 19.00
«Привет, Рэй!», режиссер Анатолий Праудин. Театр юного зрителя «Самарт»
Сказка, посвященная сказочнику
Этот спектакль для детей и родителей — часть театрального проекта Михаила Бартенева, Олега Лоевского и Микаэля Рамлезе памяти Рэя Нусселяйна, датского сказочника, кукольника и человека, перевернувшего представление многих о детском театре. Рэй умел творить театр из подручных средств, говорил с детьми о недетских вещах и создавал особое пространство, в котором не только маленьким зрителям было комфортно, но и их родители находили для себя кладезь знаний. «Привет, Рэй!» — попытка сделать то, что как по волшебству удавалось Нусселяйну. Две актрисы — Ольга Агапова и Маргарита Шилова в образе тетушек со странностями — рассказывают истории, которые рассказывал или мог рассказать Рэй. На первый взгляд, это не самый детский материал, но умные родители, давно знакомые со скандинавскими книжками для детей, будут к ним готовы. Нарочитая простота формы, отсутствие эмоциональных пережимов, мудрость и камерность спектакля — попытка продолжить традицию детского театра Нусселяйна, которая на самом деле так и не стала традицией в России.
Театр «Глобус», пт 13 декабря, 18.00, сб 14 декабря, 15.00 и 18.00
«Добрый человек из Сезуана», режиссер Юрий Бутусов. Московский драматический театр им. Пушкина
Свежий взгляд на одну из главных пьес двадцатого века
Любимец рождественского фестиваля, Юрий Бутусов уже бывал в Новосибирске с «Ричардом III» и «Чайкой». На этот раз он везет пьесу-параболу Бертольда Брехта, которая ставит вопрос о том, есть ли у добра и зла понятная система координат и как в ней существует человек. Парадоксальный и жестокий, но жизнелюбивый театр Бутусова, музыкальный в звучании и строении, кажется очень подходящей средой для размышлений немецкого драматурга. Он заставляет зрителя пережить немало противоречивых эмоций, весело проверяя человечность на прочность. В качестве саундтрека в спектакле звучит музыка немецкого композитора Пауля Дессау в исполнении ансамбля солистов «Чистая музыка», а зонги поют сами артисты.
Театр «Глобус», сб 14, вс 15 декабря, 18.00
«Ничья длится мгновение», режиссер Миндаугас Карбаускис. Российский академический молодежный театр
История про евреев и фашистов с точки зрения шахмат
Два года назад Карбаускис уже привозил на рождественский фестиваль галерею портретов, объединенных общей фамилией и длинной историей — «Будденброки» по семейной саге Томаса Манна. На этот раз история будет тоже почти семейной: один из сыновей Авраама Липмана, семнадцатилетний Исаак садится за шахматную партию с комендантом гетто Адольфом Шогером, чтобы выиграть своим родным и всему гетто жизнь или хотя бы время. Роман Ицхака Мериса, который лег в основу спектакля, — это не длинная история, но зритель не может не заметить, как она протягивается до книги Бытия и ложится на человеческое бытие вообще. Это всеобщее существование в условиях ежеминутного жизненного выбора и ответственности, да еще и сконцентрированное донельзя в рамках гетто, медленно и сдержанно разыгрывается на шахматной доске. Но как ни рационализирует и ни приглушает режиссер эмоциональную составляющую, материал едва ли может оставить зрителя в покое.
Театр «Красный факел», вт 17 декабря, 15.00, 19.00