Лес
20
мая понедельник
18:30
20 мая 18:30 · понедельник
Лес
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Падаю в небо
21
мая вторник
20:00
21 мая 20:00 · вторник
Падаю в небо
12+
Большая сцена рок-концерт
12+
Звездный час по местному времени
21
мая вторник
18:30
Золушка
22
мая среда
18:30
22 мая 18:30 · среда
Золушка
6+
Большая сцена Оксана Штанина
6+
Мальчики
22
мая среда
14:00, 18:30
22 мая 14:00, 18:30 · среда
Мальчики
12+
Малая сцена Владислав Крапивин
12+
Отель двух миров
23
мая четверг
18:30
23 мая 18:30 · четверг
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Поллианна
24
мая пятница
16:00
24 мая 16:00 · пятница
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
24
мая пятница
18:30
25
мая суббота
18:00
24 мая 18:30 · пятница
25 мая 18:00 · суббота
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Робин Гуд
25
мая суббота
18:00
26
мая воскресенье
15:00
25 мая 18:00 · суббота
26 мая 15:00 · воскресенье
Робин Гуд
12+
Большая сцена мюзикл Евгений Загот, Ольга Никифорова, Константин Арсенев
12+
Вишневые мартинсы
26
мая воскресенье
18:00
Учитель танцев
28
мая вторник
18:30
28 мая 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Спасите Леньку!
28
мая вторник
14:00, 18:30
28 мая 14:00, 18:30 · вторник
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Собаки
29
мая среда
18:30
Премьера
Премьера
29 мая 18:30 · среда
Собаки
12+
Большая сцена Константин Сергиенко
12+
Братишки
30
мая четверг
18:30
30 мая 18:30 · четверг
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Алиса в стране чудес
31
мая пятница
18:30
1
июня суббота
11:00, 14:00
31 мая 18:30 · пятница
1 июня 11:00, 14:00 · суббота
Алиса в стране чудес
6+
Большая сцена мюзикл для нашей семьи Глеб Матвейчук
6+
Денискины рассказы
2
июня воскресенье
14:00
2 июня 14:00 · воскресенье
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
Сказка о рыбаке и рыбке
6
июня четверг
11:00, 16:00
Премьера
Премьера
6 июня 11:00, 16:00 · четверг
Сказка о рыбаке и рыбке
6+
Малая сцена Александр Пушкин
6+

Рижская «Соня» на Рождественском фестивале

9 Декабря 2013
Евгений Мельников, «NewsLab»

Помнится, года три назад на одной из театральных лабораторий мне рассказывали о каком-то легендарном спектакле, в процессе которого артисты умудряются пожарить курицу. Ну, натурально так пожарить — с чесночком, с маслицем, да ещё и фактически на глазах у зрителей (с которыми потом никто делиться этим чудом не собирается). Судя по всему, «Соня» в исполнении актеров Нового Рижского театра — тот самый спектакль и есть. Впрочем, в новосибирском «Глобусе» никакой аппетитной курятиной в минувшие выходные не пахло; да и, может быть, вообще всё это только байка.

Несмотря на всю известность и популярность постановки Алвиса Херманиса (семь лет гастролей по всему миру — не шутка), рекомендовать её к просмотру я не стал бы даже откровенно неприятному человеку. Для людей с определенным типом восприятия этот спектакль может стать настоящей пыткой: он невероятно, невыносимо, нечеловечески тягуч, даже редкие реплики здесь произносятся с прибалтийскими интонациями. Никакого «смотрится на одном дыхании» — только бесконечная борьба со смыкающимися глазами, утомленными необходимостью всматриваться в мелкие сценографические детали. В течение полутора часов люди то и дело покидают зал, причем целыми группами; признаюсь, хотелось сбежать и мне, но слишком уж происходящее было красиво, чтобы голосовать против него ногами.

«Соня» Татьяны Толстой — это чтение на любителя, согласны? Коротенький, предельно сентиментальный рассказ о толстой, глупой, несимпатичной простушке с большим сердцем, над которой однажды зло подшутила знакомая, организовавшая для неё эпистолярный роман с вымышленным поклонником. Трогательная переписка продолжалась много лет, до самой Сониной смерти в блокадном Ленинграде. Незадолго до того, как погибнуть под падающими бомбами, дурочка отправилась по указанному на конверте адресу и накормила своего ухажера, так и не распознав в исхудавшем, почерневшем от голода существе женщину. В общем, история больше смахивает на ходульный анекдот для чувствительных дам и господ среднего возраста; но, собственно, таким образом Херманис её и рассказывает: обстоятельно и натуралистично, нагнетая лирический сентимент и дискредитируя карикатурность самой ситуации за счет карикатурности её изложения — ибо Соню играет переодетый мужчина.

На сцене в небольшом павильоне тщательно воссоздан интерьер питерской квартирки 30-х годов прошлого века — начиная от бумажных обоев и предметов мебели и заканчивая «Зингером» и стареньким патефоном, раз за разом проигрывающим одни и те же шлягеры в исполнении Леонида Утесова. В эту кукольную комнату забредают два вора-домушника, один из которых переодевается в женское платье, а второй, перелистывая альбом с фотографиями и поедая варенье, пересказывает историю хозяйки квартиры. Потом они молча соберутся, выгребут из серванта столовое серебро и стопки пожелтевших писем и уйдут прочь.

Полноватый актер в парике с нелепой «мушкой», переваливающийся с ноги на ногу по-медвежьи и таращащий в пустоту круглые глаза, занят какими-то обыденными делами: стряпает, шьет, суетится по хозяйству, рыдает над надушенным «Шипром» письмом — все это забавно, но отчего-то смеяться совсем не хочется, поскольку это так же противоестественно, как и затеянная с Соней романтическая игра. Херманис вытягивает (во всех смыслах) анекдот в мелодраму о жизни одинокой женщины, подменяя примитивный пафос Толстой мотивом сострадания. Поскольку герои здесь, в основном, молчат, за них призваны говорить вещи, рядовые ситуации, простые жесты и движения — все то, что покоится или движется слишком медленно, чтобы быть замеченным. Таким образом, любоваться этим спектаклем и сопереживать ему можно только с того момента, когда перестаешь ждать, что произойдет нечто значимое, когда приостанавливаешься сам, как бы трудно ни было это сделать.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272