Елена Климова, «Театрал»
«Градообразующий»
— так говорят только о
заводах. Нет выражения «градообразующий театр», А
зря. Потому что про город, где вот уже 80
лет дети дружно подсказывают из
зала героям на
сцене, как тем не
попасть в
беду и
победить злодеев,
— про этот город все приезжие театральные коллективы неизменно говорят: публика в
Новосибирске замечательная, чуткая такая, понимающая.
На детский спектакль в «Глобус» стоит прийти, даже если вы давно выросли. Вот уж где театр начинается с вешалки, а иногда — еще до парадного подъезда. Нетерпеливое ожидание чуда — с этим самая главная публика входит в зал. Детские спектакли «Глобуса» последовательно приучают маленького зрителя к празднику театра, начиная с малышовых «Трех поросят» или «Зайки-зазнайки» и дальше сопровождая их по ступенькам взросления. Сегодня ученикам начальной школы показывают «Вредные советы» Остера, хулиганские по форме, но воспитательные по существу, и любимую всеми поколениями сказочную классику — «Белоснежку и семь гномов» и «Аленький цветочек». Подростков приглашают на «Остров сокровищ» — яркий, быстрый, веселый и героический спектакль, где мир полон тайн и где побеждают дружба и храбрость. Есть еще «Малыш и Карлсон» — это представление для всех возрастов: от младшего школьного до старшего пенсионного. Спектакль, сохранивший непосредственный, озорной и любопытный взгляд на мир, точь-в-точь как в книге Астрид Линдгрен.
Когда иногородние студенты спрашивают меня, в какой театр надо прежде всего пойти в Новосибирске, я всегда советую им «Глобус». Потому что здесь — стиль и уровень.
На большой сцене НАМТ «Глобус» — театр-зрелище, театр-праздник. Хотя появились в прошлом сезоне «Циники» Мариенгофа — медленные, томительно красивые, которые смотреть можно только «с полным погружением», но они скорее исключение. Большая сцена — это «Чума на оба ваши дома», «продолжение» истории Ромео и Джульетты, написанное не Шекспиром, а Гориным. В этом бравурном сценическом калейдоскопе сценография, костюмы, трюки, танцы — все сплетается в один торжественный узор, на фоне которого от актеров требуется такая же яркость сценических красок, а счастливый финал предопределен законами праздника. Большая сцена — это спектакль «Рассказы Шукшина», где множество виртуозно исполненных ролей так быстро сменяют друг друга, что хочется еще немножко рассмотреть одних героев, но уже появились другие, их тоже нельзя пропустить, — и так до конца спектакля, после которого выходишь с приподнятой душой.
Наконец, большая сцена — это мюзиклы. Настоящие. С предварительным кастингом. С созданием специального оркестра. С приглашением хореографов-постановщиков и длительными репетициями... В общем, с огромной предшествующей работой, которая одна и обеспечивает сочность и вкус этого заморского для нашей сцены фрукта.
Первым мюзиклом «Глобуса» стал «НЭП», поставленный по «Педагогической поэме» Макаренко. Энергия молодых актеров, по сюжету сценария — воспитанников трудовой колонии Макаренко, соединившись с энергией музыки, подкупила в первую очередь молодых зрителей, на которых и был рассчитан спектакль. Традицию мюзиклов «Глобуса» продолжила ни много ни мало «Вестсайдская история», единственная в России, идущая в оригинальной версии, созданной Бернстайном. «Том Сойер» — история, знакомая всем с детства, — стала еще одним мюзиклом театра.
Малая сцена «Глобуса» — это постоянные аншлаги. На некоторых спектаклях они длятся годами. Таков, например, молодежный «Наивно. Sупер», поставленный главным режиссером театра Алексеем Крикливым по книге известного норвежского писателя Эрленда Лу. Прозрачный незамысловатый спектакль о взрослении привлекает той простотой стиля, о которой обмолвился знаменитый Кокто: «Стиль — это способность говорить просто о сложных вещах, а вовсе не наоборот».
Малая сцена «Глобуса» — это и абсолютная классика. «Месяц в деревне» Тургенева, воплощенные традиции русской театральной школы во всей их полноте и богатстве. Это и «Mutter» братьев Дурненковых, совершенно иной, параллельный мир, который можно воспринять, только отказавшись от любых стереотипов восприятия.
Малая сцена — это хорошая литература разных эпох: Достоевский, Гоголь, Чехов, Платонов, Улицкая... Знаменитый, дважды лауреат «Золотой маски», спектакль «Двойное непостоянство» по пьесе Пьера Мариво. Шоу за стеклом, пугающее и утонченное, поставленное семь с половиной лет назад, опередило время, указав, куда мы движемся, превращая жизнь в бесконечное представление. В финале спектакля в зале гаснет свет, и героиня разбивает отделяющее зрителей от сцены стекло. Шокирующий незабываемый финал, пища для долгих размышлений.
Проекты театра — это и грандиозный «Рождественский фестиваль искусств», который проводится раз в два года. Благодаря ему жители города получают возможность увидеть лучшее, что происходит в российской, а иногда и в зарубежной культурной жизни. Это и множество праздников и конкурсов для детской аудитории. Наконец, небывалая затея для учреждения такого статуса, как «Глобус», — фестиваль молодежных субкультур «Знаки», где рыцарский турнир, 20-метровое граффити, огненное шоу, уличный фристайл и так далее, и тому подобное — все вместе это становится «попыткой консолидировать современную молодежь под общей идеей толерантности».
В общем, «Глобусу», как любви, все возрасты покорны.