Татьяна Шипилова, «Советская Сибирь»
Недавно в
«Глобусе» состоялось первое «Свидание в
театре». Благодаря этому проекту, адресованному влюбленным, новосибирцы получили возможность ежемесячно выигрывать настоящее свидание в
театре: билет на
спектакль для себя и
своей половинки, к
которому обязательно «прилагаются» фотографирование после спектакля с
любимыми артистами, бокал шампанского и
ощущение праздника. «Свидание в
театре»
— один из
проектов (не
самый масштабный, но
самый романтичный!), стартовавших в
новосибирском «Глобусе» в
год Молодежи.
О других проектах и замыслах на этот особенный для активно работающего с молодежной аудиторией театра год мы попросили рассказать директора новосибирского академического молодежного театра «Глобус», заслуженного работника культуры РФ Татьяну Николаевну Людмилину.
— Татьяна Николаевна, для театра, в титуле которого после звания «академический» стоит слово «молодежный», 2009 год на самом деле особенный?
— Действительно, в году, объявленном Президентом России годом Молодежи, у нашего театра большой карт-бланш, и мы начали уже очень большую работу. Причем направленность ее не только в сторону зрительного зала...
— Вы имеете в виду актеров?
— И актеров тоже! Нам важен не только профессиональный, но и личностный рост нашей творческой молодежи. И вот, скажем так, благодаря именно нравственной активности молодых актеров в начале февраля увидела свет поэтическая композиция «Незнакомый Некрасов». Я думаю, это очень хорошо, кстати, с любой точки зрения: во-первых, этот замечательный поэт скупо представлен в школьной программе, во-вторых, чтение стихотворных текстов — особый элемент актерской школы и, в-третьих, если форма поэтической гостиной у нас приживется, я уверена, «за поэзией» в «Глобус» потянутся не только студенты-филологи, но студенчество вообще и, безусловно, старшеклассники... Но надо сказать, что, поставив под руководством Тамары Исмаиловны Кочержинской композицию о Некрасове, они уже снова ходят с горящими глазами и говорят, что скоро, мол, 200-летие Гоголя... В общем, это снова будет самостоятельная работа. И название уже определено: в апреле зрители увидят «Рим» — есть у Гоголя такое произведение, написанное в Италии. К слову, там довольно широко собираются отметить юбилей классика, которого в этой стране, богатой собственными культурными традициями, чтут чрезвычайно...
— А проекты, направленные вовне, где работает не только театральная цепочка актер — зритель? «Глобус» всегда славился ими...
— Да, их несколько, в том числе проектов, совместных с управлениями образования и комитетами по делам молодежи — как обладминистрации, так и мэрии. Так, мы решили, что непременно продолжим наш конкурс театрального плаката «РLAyКАТ». Поскольку первый опыт в сентябре — октябре прошлого года превзошел наши ожидания. Тогда перед премьерой спектакля «Королева красоты» по МакДонаху мы предложили студентам-дизайнерам нарисовать плакат к еще не виденному ими спектаклю. И каково же было наше удивление, когда более чем из тридцати работ только две одного автора, явно не прочитавшего пьесу, отразили просто «красоту». Остальные были настолько глубокими произведениями, что даже стали в каких-то моментах своеобразной подсказкой постановочной группе в освоении материала. В общем, когда мы увидели эти плакаты, были горды за участников конкурса и сделали не только выставочную экспозицию победителей, но всех произведений на довольно продолжительное время. А потом, уже после премьеры, наблюдали, с каким интересом зрители в антракте рассматривают плакаты, сравнивая с тем, что они увидели в первом действии на сцене. Безусловно, это направление работы с творческой молодежью мы будем продолжать и развивать.
В год Молодежи, считаю, очень важно также в наших проектах соотнести место и значение молодежи в современном обществе и совместить это с популярными сегодня у молодежи тенденциями. Поясню на примере. Допустим, как бы мы ни хотели, чтобы молодые шли сегодня на производство — на заводы, в строительство, будем откровенны: они рвутся в основном в гуманитарную сферу. Не утратило популярности в молодежной среде и PR-направление. Так, именно для молодых специалистов по связям с общественностью мы намерены провести конкурс пиар-проектов «Молодежь и театр».
Не секрет, что нынешняя молодежь огромное количество времени проводит в интернете. Бороться с этим, считаю, бессмысленно, как и возглавить этот процесс уже невозможно. А вот в какой-то мере приобщиться и предложить местной молодежной интернет-аудитории что-то интересное свое — вполне реально. Так, в наших планах — конкурс виртуальных сочинений «Мой герой на сцене театра».
— У театра есть опыт общения с данной аудиторией?
— Да, буквально изо дня в день растет активность посетителей нашего театрального сайта. А проведенная недавно мною онлайн-конференция за полтора часа привлекла на сайт 1200 человек, было задано 72 вопроса, на 29 из которых я успела ответить. Словом, этот новый, связанный с виртуальным общением, пласт деятельности театра мы собираемся разрабатывать очень активно...
— Все группы молодежи, о которых вы говорите, в большей или меньшей степени люди театральные, точнее, зрители, знающие, что в театре есть и чего они ждут от «Глобуса». А это очень малая часть молодежи...
— Да, мы подумали об этом: явно не хватает каких-то больших мероприятий для молодежи — не на сцене, в фойе театра и так далее, а прямо на улице... Да, есть День города, День молодежи, что-то еще, где молодым адресованы разнообразные программы. Но, как правило, они являются на подобных мероприятиях лишь созерцателями или шумной толпой слушателей. И поэтому в июне мы решили провести первый в истории города фестиваль молодежных субкультур и течений «Знаки». Надеемся, что он послужит способом самовыражения, самопрезентации, как сегодня принято говорить, юных жителей мегаполиса. Ведь в большом городе внутренний мир молодежи формируется совершенно иначе, нежели в небольшом населенном пункте.
Постараемся, чтобы на этом фестивале, который пройдет на площади у театрального фонтана, каждое направление что-то представило вниманию других, представив себя творчески. Понимая, что никто не возьмет сегодня на себя миссию построения молодежи в одну колонну, мы тем не менее считаем, что поддержать какую-то интересную молодежную идею мы в силах. Продемонстрировать свою поддержку, подчеркнув: мы с вами, вы не одни...
Продолжим нынче мы и ряд традиционных, однако из года в год обретающих новое наполнение, молодежных проектов. Это в первую очередь наш апрельский «Ветер перемен». На этот раз он будет посвящен студенческой песне. Мы хотим попристальнее вглядеться, вслушаться в этот феномен молодежной культуры.
Перспективным оказался опыт прошлого сезона в привлечении молодых актеров и студентов театрального института к конкурсу лирической поэзии «Пообещайте мне любовь». Причем читать со сцены стихи о любви вместе с молодыми захотели и актеры среднего поколения. А участие Тамары Кочержинской придало конкурсу такой шарм и уровень, что уже сейчас у нас полно заявок на проведение нового.
В развитие нашей традиции выставочных экспозиций, где мы представляем известных и неизвестных художников, фотомастеров и другие изобразительные проекты, мы намерены в этом году провести цикл выставок молодых новосибирских художников.
— А есть такие мероприятия, где артистическая молодежь вашего театра вела бы диалог со своими ровесниками-зрителями?
— Да, конечно. Во-первых, зрителям очень нравятся творческие встречи с актерами сразу после просмотра спектакля. Такие диалоги прекрасно ведут с залом Илья Паньков и Елена Ивакина. Но сейчас мы увидели потребность молодежи общаться с участниками таких «многонаселенных», массовых спектаклей, как «НЭП» и «Вестсайдская история». Спектаклей, которые напрямую говорят о проблеме нравственного выбора, формировании нравственных ценностей у молодежи. И это прекрасно!
На спектакль «НЭП» 15—20-летние зрители ходят по 5–6 раз. Я просто горжусь в этом плане данным спектаклем. Поскольку, кроме всего прочего, такой интерес еще означает и то, что подрастающее поколение нравственно чистое: его волнуют вопросы чести, совести, дружбы, вопросы становления личности, движение юных душ в конкретных ситуациях от негативного к позитивному...
Ну кто бы мог представить, что в наше время можно по 5–6 раз смотреть «Педагогическую поэму» Макаренко?! А вот ходят и смотрят: та форма, в которую мы облекли этот разговор о мужании души молодого человека, привлекает молодежь. И мы решили: обязательно будем проводить творческие встречи после этих, наполненных позитивной энергетикой самосовершенствования, спектаклей. Ведь, признаюсь, и молодые актеры, участвуя в этих спектаклях, становятся другими. Они по-другому смотрят на жизнь, они по-другому формируют собственное «я»...
— Намерены ли вы в этом годовом цикле поставить какой-то смысловой «восклицательный знак»?
— Думаю, по итогам года мы обязательно выпустим специальный альманах, где подытожим и проанализируем сделанное. Ведь 31-го декабря — с окончанием года Молодежи — жизнь не остановится, и молодежь по-прежнему будет в центре внимания молодежного театра «Глобус». Главное — подвести правильно итоги, понять, что безусловно удалось и ждет продолжения. И взять в будущее самое полезное и интересное.